Марина Брусникина: «Мы все время – в поиске новых проектов»

Театр «Практика» начал сезон не на гостевой площадке, а, наконец, на своей, где два года шел ремонт.

Побывали в обновленном пространстве (прогулка по закулисью – в следующем номере «Театрала») и узнали у Марины Брусникиной, как сверстались планы на предстоящий год.


– Марина Станиславовна, как за последнее время изменился состав резидентов «Практики»? Кто ушел, кто добавился?

– Я в «Практике» 5 лет – понятно, что уже много изменений произошло, потому что и время очень сильно изменилось. Сначала была пандемия, потом СВО. Между – история с ремонтом, с переездом, с идеей поселиться в Музее Москвы и освоить большие пространства. Это было очень сложно, потому что ну совсем другой масштаб у площадок – и больше сил требовалось на всё. В общем, непростой период на нашу команду выпал. Постоянно сталкиваемся с такими вызовами и проблемами, которые еще не приходилось решать. Но живем, работаем. Пандемия вообще оказалась прекрасным временем. Это было безумно интересно – работать онлайн. Потом Музей Москвы – тоже для меня очень интересный и полезный опыт, несмотря на все технические сложности.

За это время распался «Июльансамбль». Ушли в свободное плавание наши постоянные резиденты – группа Гриши Добрыгина. Они решили и дальше работать в Музее Москвы, на уже самостоятельно, отдельно от «Практики», и частично оставили репертуар, который играли здесь. Поэтому мы все время – в поиске новых проектов.

Понятно, что есть Мастерская Брусникина – наши основные резиденты, потому что они очень творческие, они все время – с предложениями, с идеями, все время – в поисках финансирования для себя. Они никогда не отказывают. Если нужны люди, чтобы провести какие-то мероприятия, это всегда Мастерская Брусникина. Мы точно знаем, что можем на них рассчитывать.

Плюс с нами остался резидент, который пришел в самом начале, когда мы еще с Борисом Мездричем работали, – это Театр Вкуса Юрия Макеева. Два спектакля они здесь играли, а теперь сделали еще один – «Деревенские истории». Это вообще чудо какое-то: и формат семейный, и история фольклорная – про сказки, про истоки. Мы давно хотели, чтобы они выпустили премьеру, потому что их спектакли пользуются большим спросом.

Естественно, что мы все время в поисках новых резидентов. В прошлом году к нам пришла танцевальная группа Jack`s Garret (их стиль – это синтез street dance’a и современного танца – «Т».). Они уже выпустили один спектакль – «Наедине с собой» – и еще будут выпускать. Формат пластического спектакля идеально вписался в маленькую площадку – и к нам тут же стали приходить с предложениями другие команды, тоже танцевальные. Одну историю мы в следующем году выпустим. И Jack`s Garret останется в «Практике». То есть это резиденты, на которых мы рассчитываем. Это не разовая история.

Потом к «Практике» присоединился Бинарный Биотеатр Васи Березина, очень самобытный коллектив со своей аудиторией. Наконец, «Эскизы в пространстве» теперь с нами. Мы долго их к себе заманивали. Сейчас они показали прогон своей новой работы «Вавилон». Скоро должны выпустить это как премьеру. То есть у нас три новых резидента. Продолжаем дальше искать то, что сейчас может быть востребовано зрителями.

– Кто в «Практике» главный хэдхантер, «охотник за головами»? Кто в основном ищет новых резидентов, новые имена?

– Это Юрий Квятковский, мой помощник. Если что – я сразу к нему за наводкой: где и кого посмотреть? Потому что он абсолютно в курсе того, что происходит в театральном сообществе. И очень активно принимает участие в поиске: и Jack`s Garret, и Вася Березин – это находки Квятковского. Я знала, что они существуют, как они работают, но попробовать их предложил именно Юра. И плюс очень многие сами присылают свои заявки, свои предложения. А я все время смотрю, отбираю – это непрерывный процесс.

– Как вы их отбираете, по каким критериям? Что нужно, чтобы вы в итоге сказали «да»?

– По-разному бывает. Но всё равно существует некое представление публики об этом месте: в «Практике» идет то, что не увидеть в большом академическом театре (хотя сейчас всё меняется, и практически во всех театрах есть лаборатории, где много всего интересного происходит). Главный критерий – конечно, современный текст. Это наш формат. Как правило, я делаю акцент на том, чтобы это был либо молодой режиссер, либо режиссер, которого еще не знают, либо тот, кого знают, но он только начинает свой путь в Москве. Если это человек из поколения 40-летних, то он должен быть не очень проявлен в столице. Но кроме нового имени, все равно важен материал, важна тема.

Если понимаешь, что нужен хит, значит, ищешь тех, кого знают, на кого пойдут, типа Квятковского. Эти вещи тоже просчитываешь, когда составляется репертуар на сезон. Потом надо дать выпустить премьеру резидентам и решить, что ты можешь себе позволить, а что не можешь – по разным критериям. При этом всегда закладываешь время на то, чтобы у людей была возможность податься на гранты, принести дополнительное субсидирование. Это тоже важно. Потому что работать с молодой командой, которую никто не знает, – значит рисковать. Понятно, что все равно мы существуем на грантах. 

– Разве вы не на балансе у города?

– Конечно, на балансе. «Практика» – государственный театр. И все равно мы подаемся на гранты или пишем заявкм в Департамент культуры, чтобы получить средства на постановку. Но своими силами тоже можем реализовать часть планов на сезон – и делаем это, безусловно. То есть просто используем разные источники.

– Вы сказали, что Бинарный Биотеатр привел новую публику. Как она меняется? Какой сейчас состав?     
         
– С одной стороны, конечно, зал 60+ – не наша публика. Хотя иногда эти люди приходят и остаются. И не сказать, чтобы их коробила современная драматургия или современная манера подачи. Но в основном зритель «Практики» – это поколение 25-35, которое «взрослеет», переходит отметку в 40 – и все равно остается с нами. Но все-таки ядро нашей целевой аудитории – 20-летние, потому что мы очень сильно завязаны со студенчеством. И когда шли разные потоки, когда еще были «кудряши», ты понимал, что сегодня у тебя тут пол ГИТИСа сидит, а завтра – пол Школы-студии МХАТ. Они своих все время подтягивали и очень дружно сосуществовали. А сейчас, допустим, Леша Золотовицкий делал спектакль – «Мама я в Москве» – и приходила его, грубо говоря, тусовка, его гитисовские друзья. Эти потоки все время перемещаются и перемешиваются. Поэтому, конечно, подпитка «Практики» – это студенты.

Или, например, в Школе-студии МХАТ сейчас выпускался курс, и они сделали дипломный спектакль с молодым режиссером, который приехал из Питера специально, чтобы поработать с мастерской. Эта абсолютно самостоятельная работа, на наш взгляд, очень талантливая. И Арсения Мещерякова мы пригласили в «Практику» – в следующем году он выпустит тут «Мамлеева». По-моему, очень перспективный парень. То есть я понимаю, что он одарен – и должен прозвучать. 

Или, скажем, лаборатория АРТХАБ в МХТ им. Чехова. Сейчас идет уже шестая сессия, где я тоже принимаю участие, занимаюсь отбором – и все время с прицелом на «Практику». Потому что заявок очень много – и интересных, – а отбираются не все. Я себе отмечаю, присматриваюсь. Потом, в АРТХАБе – 5 эскизов в каждой сессии, побеждает один, а я понимаю: Филипп Шкаев не победил, но «Тристан» – это же классная работа. Надо срочно забрать! И в новом сезоне он выпустит здесь премьеру – вольный пересказ средневековой легенды «Тристан и Изольда», антиэпос.

Всегда планируешь сезон с тем, чтобы обязательно были две работы молодых режиссеров; обязательно в перспективе – хит; и обязательно надо дать возможность нашим резидентам поработать. Ну и плюс еще много всего набегает – опять у нас в планах порядка 10 названий.


– Что еще, кроме «Малеева», «Тристана» и премьеры от «Эскизов в пространстве»?

– Первая на очереди – премьера Юрия Печенежского «Кровоизлияние в МОСХ». Я не знала этого режиссера, хотя у него много всяческих номинаций и спектаклей за пределами Москвы. Он принес пьесу Алексея Житковского – историю с выставкой «Новая реальность», которую Никита Хрущев разогнал. Пьеса документальная – по стенограмме скандального визита генсека, воспоминаниям художников-авангардистов. И это происходит постоянно – столкновение непривычного и привычного – вне зависимости ни от времени, ни от власти. Я сразу согласилась. Сказала: «Да, давайте это делать».

Потом – Мастерская Брусникина, она же каждый год проводит питчинги, где отбирается одна из заявок на постановку. В последний раз всех обошел Миша Плутахин. Это актер Мастерской Брусникина, режиссер и один из создателей Театра предмета, совершенно замечательно работающий с детьми. Он сделал заявку по очень популярной книге современного норвежского писателя «Простодурсен». И она победила. Победила однозначно. Миша уже получил субсидирование – и пришел в «Практику». Выпустит здесь семейный спектакль.

И, конечно, это лаборатория Юрия Квятковского по старым радиоспектаклям. Называется она «Живаго». Мы уже заявляли о ней в прошлом году и сделали спецпоказ для нашего спонсора Тинькофф. Это замечательная идея – аудиовербатим по восстановлению звучания прошлых лет: здесь и сейчас, на площадке артисты с наушниками слушают тот тон, те голоса, те интонации, но создают некое новое действо. Они уже сделали арбузовскую «Таню» – и на зал это имело потрясающее воздействие.

С одной стороны, мы не возрождаем, но с другой стороны – возвращаем то, что было, потому что это – совсем забытый жанр. Допустим, молодежь вообще не знакома с аудиоспектаклями. Это вроде как оттуда, из прошлой жизни, но настолько сейчас неожиданно звучит, и настолько интересно работает сравнительный анализ того, что происходило в искусстве тогда, и что делается сейчас, – эффект имеет любопытнейший. Эта лаборатория будет продолжаться.

Еще запускается семейная лаборатория Миши Плутахина «Москва в предметах», которую мы тоже уже объявляли. Изучение районов Москвы через предметы и через игры – с созданием своего спектакля. И третью, новую, лабораторию будет делать Гарольд Стрелков, в принципе довольно известный человек, который занимается фольклором, русскими сказками с научной точки зрения, с теорией. Результатом тоже будет премьера.

– А своих спектаклей в «Практике» вы не планируете?

– Пока нет. Мне директор предлагала: «Марина Станиславовна, вы не выпускали здесь уже два года. Давайте сделаем». Я сначала подумала: «Ну ладно, наверно, возьмусь за небольшой спектакль». Но потом ответила – нет: столько же всего запланировали, запустили в работу – куда еще? Давайте уже без меня. Тем более жизнь моя изменилась – теперь возник РАМТ, где нагрузка, конечно, будет большая. И я должна выполнить свои обязательства перед МХТ, хотя уже ушла оттуда. Но остались же договоренности...

– Какие проекты вы оставляете за собой в МХТ им. Чехова?

– «Круг чтения». Эту сессию АРТХАБа я точно должна довести, а дальше посмотрим. Как распределятся силы и время. Конечно, для меня тотальный уход из МХТ – очень тяжелый процесс, потому что там – своя семья, столько людей, столько жизней. Оторваться от всех и сразу невозможно... Но так получается, что я уже сделала концерт для Байконура, со звёздами Художественного театра о звездах. Потом – юбилей МХТ. Я должна по двухтомнику «Письма в Художественный театр» делать спектакль. Это изначальные договоренности. То есть все равно пока надо совмещать старые и новые планы.   

Автор
Татьяна ВЛАСОВА. Фото: Яна Овчинников»
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе