Люди, замкнутые в футлярах

В спектакле МТЮЗа "Кроткая" по Достоевскому оставили авторский замысел за скобками

Спектакль " Кроткая " по одноименному рассказу Достоевского, премьера которого прошла во вторник в Московском театре юного зрителя ( МТЮЗ), стал продолжением театрального проекта по поддержке молодых режиссеров. Поставившая " Кроткую " Ирина Керученко, ученица Камы Гинкаса, до этого выпустила в Москве несколько спектаклей. Рассказ Достоевского оказался для режиссера и актеров слишком сложным материалом.

" Кроткая " — отчаянный и пронзительный монолог человека над телом жены, выбросившейся из окна.

Он мучительно пытается осмыслить случившееся, то вспоминает, то изнуряет себя вопросами, с пугающей откровенностью разоблачает собственную низость и мерзость. Он похож на человека, который мечется в горячечном бреду. Каждое чувство как будто выворачивается наизнанку. Любовь превращается в ненависть, нежность — в холодную жестокость, краткие моменты просветления — в безумие. С самого начала ясно, что герой мечется по замкнутому кругу, пытаясь докопаться до несуществующей правды, расставить все точки над i и расшифровать все не сказанное покойной женой.

В спектакле Ирины Керученко температура главного героя ( в программке его называют " он " , а играет его Игорь Гордин) поднимается чуть выше 37 градусов. Бездны, взлеты и нечеловеческое внутреннее напряжение рассказа Достоевского остаются за рамками спектакля. Посмотрев его, понимаешь, что ученица Гинкаса неплохо усвоила первые, поверхностные навыки режиссерской профессии. Она умеет грамотно выбрать пространство ( спектакль играют в том же малом зале, где идет " К. И. из " Преступления " ее учителя, но между двумя работами дистанция огромного размера) или выстроить достоверные бытовые мизансцены. Работа с актерами и, главное, создание спектакля, театрального и режиссерского высказывания, для нее пока неосвоенная территория.

Керученко разложила монолог героя на три голоса: он, она ( кроткая, которую играет Елена Лямина) и служанка Лукерья ( Марина Зубанова). Хлопотливая служанка получилась выразительнее всего. Она бодро накрывает на стол, хлопочет с тряпками и ворует сахар со стола. У девушки, сыгранной Еленой Ляминой, есть трепетность, нервная искренность и незащищенность, присущие героине Достоевского. Но она здесь лицо второстепенное.

Дальше всех от авторского замысла оказался главный герой. Гордин с самого начала играет его ровно, спокойно и размеренно. Этот человек не знает самоуничижения, не пытается обнажить свою душу или сделать хоть что нибудь свойственное героям Достоевского. Он замкнут в себе, будто чеховский человек в футляре. И самовлюблен, как злодеи из телевизионных мыльных опер. Актер прячется за бытовые детали: то раскрывает, то закрывает окно, переставляет шкафы и кровать, двигает туда-сюда ящики комода. А режиссер, помогая ему, старательно подкидывает все новые и новые мизансцены. Порой ситуация доходит до абсурда. Рассказывая, как проснулся и увидел револьвер, наведенный на него женой, герой мирно попивает чай, сидя с ней за столом. А в самом начале спектакля старательно украшает сидящую на соседнем стуле супругу нитками фальшивых жемчужных бус, будто новогоднюю елку, а потом объявляет, что она умерла.

GZT.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе