«Кошки-мышки» со старостью и страстью

4 февраля на камерной сцене Волковского театра состоялась премьера спектакля «Кошки-мышки». В его основе – одноименная пьеса венгерского драматурга Иштвана Эркеня. Это пьеса о людях почтенного возраста. О молодости, невзирая на морщины, об эмоциях, которые дают шанс вновь ощутить полноту жизни, забыв о том, сколько тебе лет – счастье, кратное душевной боли, раздражение, злость, радость...


- Жизнь конечна. Время от времени об этом нужно задумываться, – размышляет режиссёр спектакля Валерий Кириллов, — Надо уметь ценить и хранить моменты счастья, которых на самом деле в жизни много. Утро каждого дня может быть и должно быть счастливым. Рождение ребенка, встреча с хорошим человеком, разговор с мамой, разговор с другом — мы пробегаем мимо этого, а это надо очень и очень ценить. Обо всем этом и не только история, которую мы сочинили.


Не случайно жанр произведения – элегическая комедия. Комедия — лишь на поверхности пьесы, она сквозит в перипетиях повседневного существования героини – ссоре с молочницей, чересчур спортивной шляпке, бульоне из курицы, телефонном звонке «не вовремя». Но за всем этим — трагическая опустошенность жизни на склоне лет. Драматург подготовил для главной героини Эржбет Орбан (заслуженная артистка России Ирина Чельцова) неприятные сюрпризы – подруга Паула помогает ей снова ощутить себя молодой, но потом лишает единственного (потому что последнего) шанса обрести счастье с любимым человеком.


Трагедия одиночества, жизни, утраченной где-то на пожелтевших фотографиях, сознание нахлынувшей старости вступает в свои права. А как хочется повернуть время вспять (чтобы было, как давным-давно), вновь надеть пёстрое платье и туфли на каблуках и отправиться на свидание с оперным певцом Виктором.


Зрителей ждет сюрприз. В роли пожилого возлюбленного Эржи дебютирует на сцене драматического театра заслуженный артист России Анатолий Колбёшин – солист Ярославской филармонии. Валерий Кириллов пригласил певца в рамках творческого эксперимента.


- Сцена для меня привычное дело, — делится впечатлениями от работы Анатолий Колбёшин, — но одно дело сцена для певца, другое дело — что нужно следить за тем, как ты говоришь и что ты говоришь. Более того, нет самого главного – памяти жестов. Что такое жест? Продолжение движения души. И если в вокале всё прощается, здесь это заметно.


Вокальные вставки — романсы — стали настоящим украшением спектакля — наполнили его романтикой, привнесли в «комедию» и элегическую грусть о минувшем, и глубину, и обрамляющие композицию лейтмотивы.

 Ещё одним лейтмотивом постановки стала фотография двух сестер – Гизы и Эржи – двух очень молодых девушек с развевающимися на ветру волосами, которые бегут с холма вниз. Но навстречу кому и чему они бежали, теперь уже никто не может вспомнить…


Обе героини прошли долгий жизненный путь. Гиза выбрала спокойствие, «жизнь вполсилы» с гарантией безошибочности. Эржи не признает возраста: она влюбляется в Виктора, «как будто ей двадцать лет», звонит ему по ночам, ищет его, смотрит с улицы в окно его комнаты, – не веря в то, что уже слишком поздно.


Бесконечная игра в кошки-мышки. И это не только забава, выдуманная Эржи и её квартиранткой Мышкой, которая так мастерски умела подражать соседской кошке. Каждый из героев бежит — от эмоций (жизни), от возраста (смерти). Все попытки персонажей спрятаться, укрыться где-нибудь от правды оборачиваются бегством от себя самих. Гиза бежит от всякого рода чувств, предпочитая размеренную жизнь «в роскошном замке, где самый воздух, которым дышишь, и тот стерилизован». Эржи всю жизнь скрывает свою любовь от всех, даже от самой себя, и теперь, признавшись себе в этом, бежит от старости, пытаясь обрести в любви лекарство от времени.

В спектакле задействованы два актерских состава. 4 февраля роль Гизы исполнит Галина Ефанова, Паулу сыграет Наталья Кучеренко. На следующий день, 5 февраля, состоится премьера спектакля в несколько ином исполнении —  в роли Гизы выступит народная артистка России Наталия Терентьева, в роли Паулы – Татьяна Малькова. Роль Мышки 4 февраля исполнит Ирина Сидорова, а 5-го — Татьяна Позднякова. По словам режиссёра, эти спектакли будут отличаться друг от друга, вплоть до того, что для каждого из них создан свой финал.


- Тот театр, который мы пытаемся сейчас представить городу и миру, должен быть многообразным, как жизнь, — отметил директор Волковского театра Юрий Итин, — это не театр одной художественной идеи, одного направления. Он может быть разным, противоречивым. Он только должен быть искренним и профессиональным.

Фотографии Маргариты Белозёровой

Imenno.ru

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе