Комната памяти

У каждого были моменты, когда хочется выговориться. Рассказать кому-то всю свою жизнь от начала и до сегодняшнего дня. Не обязательно, чтобы это был настоящий человек – это может быть выдуманный слушатель.

Он по-своему идеален – не перебивает, не давит на болевые точки, а просто молчит – понимает и принимает всё. Спектакль «Досадный мотив» Глазовского драматического театра «Парафраз» как раз об этом. Режиссёр Дамир Салимзянов перестраивает повесть Фёдора Достоевского «Записки из подполья» в исповедь.

Человек без имени или человек из подполья (Павел Шарыгин) оказывается в комнате, выстроенной из записок с воспоминаниями. Пространство спектакля сформировано из его мыслей. Кажется, оно вот-вот обрушится на героя – рваная бумага еле держится на стенах, но как будто сама же пытается удержаться на них. Человек из подполья записывает на свободные места стен самые главные слова своего монолога: наслаждения, счастье, выгода. Актёр пробует разные способы выхода на исповедальный монолог. Сначала при помощи микрофона, в который текст Достоевского проговаривается как стендап. Только никто не смеется. Записанный смех звучит из старого катушечного магнитофона. Человек из подполья бросает идею рассказать свою жизнь в шутках – юмор не спасает.

v6ye0Nv5ylg.jpg

Магнитофон включает второй актёр. Он как плохой звукорежиссёр мешает рассказу, превращая его в плохой ситком – смех звучит невпопад. В форме спектакля есть противоречие – «моноспектакль для двух артистов». Двум героям не уместиться в этой истории – один мешает другому, и этот приём даёт толчок к развитию действия. Герой прогоняет второго человека, ведь ему очень нужно остаться в одиночестве, без посторонних звуков и лишних ушей. Второй безымянный персонаж на время уйдёт, пытаясь забрать с собой груды бумаги – 40 лет жизни человека из подполья. Но они рассыпаются, будто сами же сопротивляются – их невозможно отделить от этого пространства.

Человек из подполья то разговаривает со своей тенью, разыгрывает сценки, то ничего не изобретает, и просто рассказывает историю. Только вот в этой непрочной конструкции из записок впервые появляется дыра – воспоминание, которое он хочет забыть. Всё же это «моноспектакль для двух артистов», и второй герой обретает чёткие очертания, не смотря на сопротивления человека из подполья. Её звали Лиза (Екатерина Салтыкова), и она появляется не в виде предмета, тени или декорации – это живой человек. Свой монолог она начинает робко, но её голос крепнет, и вот она уже выходит на первый план. Лиза – одно из самых ярких воспоминаний за 40 лет жизни. Человек из подполья рассказывал о коллегах, которым он хотел набить морду, но их зритель не видит. В памяти человека из подполья живым, осязаемым, звучащим воспоминанием осталась только Лиза. И сейчас, в этой комнате, он вновь переживает те чувства и эмоции, только теперь он может всё высказать.

F9bQtx00YbU.jpg

Воспоминания очень хрупкие – отсюда ощущение шаткости мира, выстроенного из записок. Кажется, что комната всё же рухнет на героя, оставив его навсегда здесь, не позволив жить дальше. Но он уходит – говорит, что рассказал всё, надеется, что это всё никто не услышал, а сам он никогда не окажется вновь в этой комнате. В театре актёр возвращается на площадку, а значит и этот монолог-исповедь снова и снова будет оживать для человека из подполья, и к нему будет приходить тот самый молчаливый слушатель – зритель.

Автор
Алена Волкова, Редактор блога Ляля Петухова, Фото Татьяна Хандурова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе