Кофе-хаос

"Общество" Йо Стромгрена на NET


В Центре имени Мейерхольда на фестивале NET, проходящем при поддержке фонда Михаила Прохорова, давний знакомец москвичей Йо Стромгрен показал свой новый спектакль "Общество", на котором ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА так веселилась, что забыла об обязанностях рецензента.


Компания норвежца Йо Стромгрена (JSK) впервые побывала в Москве ровно десять лет назад. Это ее четвертый визит, и еще ни разу переполненные юмором и слегка абсурдные спектакли Стромгрена не обманули ожиданий публики. Сам автор, бывший футболист, занявшийся танцем в 17 лет и сделавший молниеносную карьеру хореографа-режиссера, объясняет свой успех самым тривиальным образом: "Обществу нужны истории, а я умею их рассказывать". Именно повествовательность спектаклей Стромгрена, а вовсе не подчеркнутая безыскусность (точнее, ироничная наивность танцевальной части его спектаклей) сделала хореографа белой вороной в стае амбициозных адептов contemporary dance.


История, рассказанная автором в спектакле "Общество", причудлива, как сон, и достоверна, как диссертация по психологии. По своему обыкновению Йо Стромгрен исследует закрытое сообщество людей: после футболистов, эмигрантов, медсестер и монахинь настала очередь фанатичных любителей кофе. В некоей комнате, главным украшением которой служит стеллаж, в каждой из сотни ячеек которого красуется кофейная чашка, три кофемана, изъясняющиеся на жеманном подобии французского и разнеженно вальсирующие под песни шансонье, во время очередного обряда кофепития обнаруживают пакетик спитого чая. Вопиющая находка приравнена к диверсии: ренегата ищут по законам криминального триллера, пытая каждого из присутствующих посредством оголенных проводов и поставленного на живот обогревателя. В бурные поиски отступника то и дело вклинивается пугающий телефонный звонок, и персонаж по имени Луи на прекомичном английском неизменно заверяет невидимого босса, что "it`s fine" и вообще все под контролем.


События нарастают снежным комом: за выкинутыми из стеллажа чашками обнаруживаются палочки для еды, на дне ящика тумбочки — портрет некоего китайского вождя: речь уже не об инакомыслии — о предательстве или — о ужас! — о шпионаже. Разоблаченный агент Луи расправляется с былыми единомышленниками с легкостью героя "Матрицы": не глядя на нападающих, выставляет то локоть, то скрюченную ногу, и противники отлетают чуть не в кулисы. Невидимый вертолет сбрасывает агенту посылку с китайской одеждой и париком; переодетый Луи подвергается атаке китайцев, пугающих мяукающими междометиями и пластикой "крадущихся тигров". Развязка наступает внезапно: захватив трофейный кофе и распробовав неведомый напиток, заставляющий сердца вибрировать и гореть с яркостью электрических лампочек, непривычные "китайцы" падают замертво.


60-минутный спектакль, пародирующий все подряд — жанры, устройство общества, человеческие отношения, фонетику, фиксирующую национальные особенности носителей языка, даже религию (рокот вертолета звучит гласом небес и играет роль античного "бога из машины"), гомерически смешон. Однако описывать забавные мизансцены спектакля — все равно что пересказывать гэги комедий Чаплина. Четко выстроенный режиссерский каркас "Общества" спрятан за абсурдистской логикой событий и почти капустнической вольностью актерской игры. Конечно, за оппозицией "чай—кофе" любители конспирологии могут выловить намек на тайное вторжение Востока на Запад или, напротив, пророчество о разрушении восточных деспотий под натиском западных ценностей. Но лучше прислушаться к самому Стромгрену, уверявшему, что его компания — это просто такое место, где все могут себе позволить быть дураками. И в эту восхитительную атмосферу коллективного дуракаваляния он вовлекает весь зрительный зал. А специфический скандинавский юмор, равно доступный и эрудиту, и неофиту, позволяет Йо Стромгрену запросто ковыряться в болячках общества, доставляя самому обществу живейшее удовольствие.


ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА


Коммерсантъ


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе