19 мая 2009 ● Виктория ПЕШКОВА
В ночь весеннего равноденствия мессир Воланд и сопровождающие его лица обосновались на Тверском бульваре
Ореол фатальности окутывает этот роман давно и развеиваться пока явно не собирается. Репутация несценичного произведения тоже закрепилась за ним не вчера. Тем не менее сценических его версий, как у нас, так и за рубежом существует великое множество. По понятным причинам останавливаюсь только, во-первых, на московских, во-вторых, на ныне здравствующих. Первая постановка «Мастера и Маргариты», осуществлённая Юрием Любимовым ещё в 1977 году (с Воландом–Смеховым и Мастером–Филатовым), сменив не один состав исполнителей, идёт на Таганке по сей день. С 2000-го спектакль с таким названием значится в афише Драматического театра им. Станиславского (режиссёр Сергей Алдонин), с 2001-го – в Театре Романа Виктюка. Итого – три. Плюс четвёртый – у Валерия Беляковича в Театре на Юго-Западе, 1993 года рождения, в котором Воланда много лет играл Виктор Авилов. Все перечисленные мною постановки можно сравнить с витражами средневековых соборов – при общности сюжета цветовая гамма «стёкол» и принципы «сборки» фрагментов в законченное произведение у каждой свои. Зрителю лишь остаётся выбрать ту, в «подлинность» которой сможет поверить.