Имя этого молодого новосибирского режиссёра становится всё более известно в театральных кругах («СК» от 17 апреля – «Мне важно быстро забить гол»). В его творческом багаже уже шесть драматических спектаклей и одна опера. В этом году Кулябин стал номинантом премии «Золота маска» как лучший режиссёр, а его постановки – драматический спектакль «Макбет» и опера «Князь Игорь» – вошли в число спектаклей-претендентов на высшую театральную премию России. И хоть «Золотая маска» досталась другим, претендовать на её получение и прозвучать в афише фестиваля – уже почётно.
Однако вернёмся к «Кармен». Авторы спектакля предлагают зрителю отрешиться от оперы Бизе и на время забыть балет «Кармен-сюита», хотя постановка волковцев тоже насыщена танцевальными номерами и эффектными пластическими сценами. Не зря Тимофей Кулябин своим соавтором называет хореографа, режиссёра по пластике Ирину Ляховскую, по-братски отдавая ей 50 процентов «авторских прав».
– Я хотел бы сделать так, чтобы сюжет развивался помимо слов, чтобы текст возникал лишь тогда, когда без него уж совсем нельзя. Хочется создать некий спектакль-танец, театр чувств, – говорит Тимофей Кулябин.
Идею удалось претворить в действие. В спектакле «протанцовывается» буквально всё: и тяжёлая работа Кармен (актриса Александра Чилин-Гири) с товарками на табачной фабрике, и судьбоносное знакомство главных героев, и жестокая расправа Кармен с одной из работниц, и столкновение контрабандистов с офицерами... Вся сюжетная линия новеллы, хоть и «не поставлена на пуанты», но максимально воплощена в жесте, движении, танцевальном па. Правда, создаётся ощущение, что на эти чувственно-танцевальные мизансцены уходят все силы актёров. Лично мне как зрителю, очень не хватало в драматическом спектакле именно словесного общения персонажей.
Монолог Хосе об истории его страсти к Кармен, перемежающийся хореографическими заставками, разворачивается на фоне огромного проекционного экрана. Таким образом, зритель видит не только общие, но и крупные, кинематографические планы, поскольку всё происходящее на сцене снимается в режиме реального времени с двух видеокамер и проецируется на экран. Ход интересный для нашего театра, до недавнего времени «славившегося» своей консервативностью.
Поскольку режиссёр Тимофей Кулябин в нашей беседе, состоявшейся накануне премьеры, упомянул, что главным критерием оценки спектакля для него является реакция зрителей, в антракте и после представления я побеседовала с некоторыми из них. Учитывая ажиотаж, предшествующий премьере, аншлаг на первых показах и невозможность достать лишний билет, мысль поинтересоваться впечатлением о спектакле не у театральных критиков, а у рядовых зрителей нам показалась здравой.
Марию Фёдоровну Митину я застала в раздевалке, досматривать спектакль до конца женщина не стала и домой собралась уже в антракте.
– Мне не понравилось, – смущённо призналась она. – Когда на заводе, я на шинном работаю, предложили билеты, я с радостью согласилась, и родственницу за компанию пригласила. Но мы с ней ожидали совсем другого: это совсем не та Кармен, которую я себе представляла.
Прохаживавшийся в фойе Иван Николаевич, представившийся научным работником, оценил спектакль очень высоко.
– Наконец-то Волковский начал выбираться из того болота, в каком он был последние лет десять. Пустые комедии, которые ставились одна за одной, – «Безобразная Эльза», «Дворецкий», «Шестой этаж» и прочая чепуха в том же духе были просто не к лицу старейшему русскому театру. Сегодня театр старается по-новому прочесть классику, и это, мне кажется, ему удаётся.
Я разговорилась со своими соседками по зрительному залу. Две приятные интеллигентные дамы средних лет, сославшись на то, что их мнения очень субъективны, признались:
– Нам очень не нравится непопадание актёров, особенно главных, в типажи. Хосе был баск, Кармен – по национальности цыганка, они оба даже внешне должны быть ярче, эффектнее, колоритнее. Это же Испания, в конце концов! А трактовка образа Хосе? Он же был офицер, военный человек, а в том Хосе, что мы видим на сцене, нет ни выправки, ни стати, ни характера...
Дмитрий Анатольевич Попович, бизнесмен, работающий в сфере рекламы, сказал, что после окончания первого действия спектакля понимания сути происходящего на сцене у него нет.
– Я знаю классическую трактовку истории про Кармен; то, что я увидел сейчас, – индивидуальное, новаторское прочтение. Какие-то режиссёрские находки, безусловно, присутствуют, но сказать «ах, это бесподобно!» не могу. Возможно, я «не зрелый» театрал и не в курсе новых тенденций в театральном искусстве…
Поскольку режиссёр Тимофей Кулябин настаивал на том, что «Кармен» – «определённо молодёжный спектакль», поинтересовалась я мнением и молодых. Студентка 4-го курса исторического факультета Ярославского университета имени Демидова Лилиана Иванкина сказала, что лично ей спектакль понравился, хотя чувство лёгкого разочарования всё-таки присутствует.
– Я ожидала большего, поскольку слышала восторженные отзывы накануне. На мой взгляд, это скорее мюзикл, нежели драматический спектакль, но в целом мне нравится.
Спутник Лилианы Сергей (он – руководитель среднего звена на предприятии) себя театралом не считает, за премьерными показами не гонится, хоть и в курсе всей репертуарной афиши театра.
– Я ожидал совершенно другого. Впечатление абсолютно неоднозначное. Я искренне пытаюсь вникнуть в суть происходящего на сцене и никак не могу понять, что хочет режиссёр сказать своей трактовкой. Сюжет я знаю со школьной скамьи, сейчас просто наблюдаю за игрой актёров, но спектакль как целостное зрелище уплывает.
Студентка Алиса Кондратьева призналась, что перед спектаклем перечитала новеллу Мериме.
– Мне очень нравится, что в спектакле звучит почти весь текст, а не только диалоги героев. Ведь очень многое объясняется автором. А пластика, музыка, изображение здорово дополняют текст, создавая единую ткань спектакля.
А вот лично мне в «Кармен» от Кулябина не хватило Испании со всем её колоритом, красавицы Кармен и статного офицера Хосе; жгучего, страстного, противоречивого, иссушающего душу чувства, испепелившего их собственные жизни и стоившего жизни невольным очевидцам этой страсти – и чтобы это было сыграно, а не протанцовано. Хоть Тимофей и предупреждал:
– Испании не будет и России не будет, и цыганской темы не будет. Мы расскажем не об Испании, а о человеческом тупике, о страсти, о любви...
В рассказанной истории я этой любви не увидела. А вот страсть была: потрясающий танцевальный номер, в котором бык в исполнении актёра Николая Шрайбера убивает на корриде пикадора Лукаса (актёр Алексей Кузьмин). Жаль только, что это был лишь эпизод.
Северный край