Иллюстрация к декларации

Фарс на грани фантастики поставил в театре имени Волкова главный режиссер Сергей Пускепалис. Это спектакль «Бедный миллионер» по пьесе Алексея Слаповского, которая премьера состоялась 18 декабря.
Последние полтора сезона Волковский театр экспериментировал с классической драматургией – каждый спектакль шокировал своими неожиданными приемами и смелыми находками. Теперь же театр обратился к современной драматургии – пьесе Алексея Слаповского. Этот писатель и драматург – один из любимых авторов главного режиссера Сергея Пускепалиса, так что выбор для постановки оказался вполне закономерным.
Пьеса Слаповского – это взгляд на 2010 год из далекого 2800го, попытка дать этакий панорамный взгляд на нашу действительность с ее олигархами, золотой молодежью, таблоидами, политиками и «тяготами русского народа». Взгляд, правда, получился какой­то поверхностнонаивный. Ну да драматург прикрылся далеким будущим, дескать, не судите строго, это лишь фантазия, игра, а начало 2000х – лишь повод для нее. Но правила этой игры, заданной Слаповским, поддержали и в Волковском театре.
Перед нами история миллионера с символичной фамилией Шварцман­Белов, который после падения с самолета увидел быт деревушки в сибирской тайге, познакомился с семьей мужика Анатолия, узнал, что на операцию, необходимую для спасения дочери жителя деревни, требуется 17 тысяч – столько же стоит обед в приличном московском ресторане. И раздал все свои многочисленные миллиарды. Почему он это сделал? А совесть его замучила, он начал задаваться вопросами: зачем ему его богатства, яхты, миллиарды? Объявил себя «нефтесосом», рассорился с женой, любовницей, другомполитиком. Из­за невиданной щедрости миллионера погиб его сын. В общем, случился полный жизненный крах, а успокоения душе это не принесло.

Наверное, спектакль про олигарха по нынешним временам ну очень актуален. Перед Новым годом огласили приговор по делу Михаила Ходорковского – эксолигарха, подвизавшегося в сфере нефтедобычи, а ныне отбывающего наказание где­то в сибирской глуши. Памятны истории других олигархов, которые теперь живут вдалеке от России, но очень даже в замечательных условиях. Да и народ наш тоже любит помечтать о том, что было бы, если бы не было олигархов. Но, по мысли авторов пьесы и спектакля, сюжет развивается как­то посовдеповски, в духе «забрать все у богатых и раздать все бедным». Так и вспоминается анекдот вековой давности про внучку декабриста, которая в 1917 году сетовала: «Большевики хотят, чтобы не было богатых, а дедушка хотел, чтобы не было бедных».
Словом, сюжет странный, спорный, непонятный. Его наивность не позволяет следовать точности времени начала 2000х, а его фантасмагоричность мешает серьезно относиться к происходящему, панорама: широка, но не глубока. Театр эту пьесу расцветил, красиво проиллюстрировал. Получилась яркая, с блестками упаковка для сомнительного вкуса конфетки.
Ведущий, который из 2800 года рассказывает историю про бедного миллионера, – трехголовый, похожий одновременно на сказочного Емелю на печи, Змея Горыныча и инопланетян из советского фантастического фильма «Отроки во Вселенной». Его сыграли три актера – Илья Варанкин, Николай Красноперов и Юрий Круглов. Этакое наивное чудовище, «на лицо ужасное, доброе внутри», вещает высоким писклявым голосом. Одним словом, наши далекие потомки станут бесполыми мутантами.
Роль бедного миллионера, раскаявшегося «нефтесоса», сыграл Владимир Майзингер, актер, пришедший в Волковский театр лишь в начале этого сезона, однако уже успешно введенный во многие постановки. Но роль миллионера Шварцман­Белова стала первой в Волковском театре, над которой с самого начала работал именно Майзингер. Персонаж получился наивным, чудаковатым и более похожим на Белова, чем на Шварцмана. Большую часть спектакля он ходит с парашютом, волочащимся за ним на спутанных стропах. Вероятно, парашют, который спасает жизнь в воздухе и мешает на земле, должен символизировать шлейф народных бед, мешающий «нефтесосу» и дальше извлекать из нефти свои баксы.

Кстати, костюмы на персонажах в полной мере отражают их характер. Мужик Анатолий (Семен Иванов) наряжен в треух и плащпалатку. Дочь Анатолия Маша (Анна Ткачева, Евгения Родина) одета в декольтированное вечернее платье, но его материал напоминает… баулы челноков, и зрителю сразу становится ясно, что перед ним этакая сельская львица, первая красотка на деревне, мечтающая о столичном глянце, но живущая в реалиях сибирской глуши.
Столичные персонажи тоже отличаются своеобразными костюмами. Например, журналюга, его играют одновременно двое – Виталий Даушев и Людмила Пошехонова. Даушевская половинка журналюги – в женском наряде, напоминающем костюм старухи Шапокляк, пошехоновская – в стильном мужском костюме. Не иначе как персонаж оказался этаким даосским символом инь­ян с его взаимопроникновением мужского и женского. Но какое отношение даосизм имеет к акулам желтой прессы, охотящимися за сенсациями из жизни миллионеров?
А вот Мулдаш Коблеяшев (Руслан Халюзов) сдержан и в костюмах, и в манерах. По сюжету он депутат Госдумы, но являет собой собирательный образ всех российских политиков, особенно тех, кто представляет партию власти. По партийному неприметно, но дорого одет, сдержан, каждое слово произносит четко и с расстановкой.
…Галерея персонажей, этаких социальных типов современности, проходит перед зрителями. Но в итоге все сводится к одному – подзабытому понятию совести. Почему миллионер отказался от миллионов? Совесть его замучила!
А чтобы понятие совести подтвердить документально, к программке к спектаклю прилагается Всеобщая декларация прав человека, провозглашенная резолюцией ООН в 1948 году. В первой статье декларации сказано: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Это чтобы сомнений не оставалось в верности сюжетной линии?




Городские новости


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе