И вся королевская конница, и вся королевская рать

Стартовал 67-й Авиньонский театральный фестиваль

Программа нынешнего фестиваля в Авиньоне погрузит публику в ностальгию.

Этим летом Венсан Бодрийе и Ортанс Аршамбо проводят свой прощальный Авиньонский театральный фестиваль, покидая посты директоров, которые занимали в течение десяти лет. 

Десятилетие фестивальной истории включило в себя годы поражений и побед (последних было значительно больше), забастовки рабочих, скандалы французской публики, недовольной качеством представляемой театральной продукции. Приглашенными худруками фестиваля в разные годы были Кристоф Марталер, Томас Остермайер, Ромео Кастеллуччи, Саймон МакБерни. Этим летом ассоциированных худруков сразу два – француз Станислас Нордей и режиссер из Конго Дьедоне Ньянгуна.

Фото: С САЙТА ФЕСТИВАЛЯ

В качестве прощального жеста директора фестиваля в этот раз публике представили эксклюзивную программу Des artistes un jour au Festival, в рамках которой лебединым клином выстроился целый караван знаменитостей. Хотя в обычной фестивальной программе спектакли показываются от двух дней до нескольких недель, в спецпрограмме постановки и видеофильмы демонстрируются в течение только одного дня. Кристоф Марталер покажет новый музыкальный спектакль King Size, действие которого разворачивается в гостиничном номере, а парочки стремительно сменяют друг друга. Новую версию «Войцека» привезет Жозеф Надж. Патрис Шеро представит моноспектакль «Кома». Саша Вальц продемонстрирует свой «Диалог 20-13», а Алан Платель – «Вне контекста. Для Пины». Томас Остермайер и Питер Брук будут представлены на киноэкране документальной лентой «Питер Брук – на проводе» и фильмом «Гамлет в Палестине».

Рядом с этим парадом тяжеловесов основная программа выглядит чем-то вроде бедной родственницы, хотя и в ней встречаются знаковые имена Кшиштофа Варликовского, Кэти Митчелл, Штефана Кэги. Варликовский покажет свою весеннюю премьеру в варшавском Новом театре – спектакль «Варшавское кабаре», в котором польский возмутитель спокойствия попытался скрестить роман Джонатана Литтела «Благоволительницы» и пьесу Джона Ван Друтена «Я – камера». Кэти Митчелл привезет феминистскую «Ночную поездку» Фридерики Майрёкер, поставленную в кельнском театре «Шаушпильхаус». Николас Штеманн покажет восьмичасовую постановку «Фауст I+II» по Гете (гамбургский театр «Талия»), расколовшую немецкую критику на непримиримые лагеря. А один из основателей группы «Римини Протокол» Штефан Кэги представит специально для фестиваля сочиненный спектакль-экскурсию «Удаленный Авиньон», где зрителей ожидает маршрут по городу – от кладбища до центральной площади Часов.

Авиньон и его история будут героями еще одной постановки (ностальгическая нота этим летом по понятным причинам слышна как никогда раньше). Жером Бель сыграет спектакль «Почетный двор», посвященный самой престижной площадке города – двору Папского дворца.

Ностальгия о прекрасном прошлом Европы в программе мирно соседствует с постановками, посвященными проблемам Черного континента: почти половина спектаклей в афише этого лета так или иначе связаны с Африкой. Геноциду в Руанде 1993 года посвящен театральный проект Hate Radio швейцарца Мило Рау и его Международного института политического убийства (тексты основаны на документах и свидетельствах участников). А лидеры театральной документалистики – Rimini Protokol – в этот раз посвятили свою постановку «Бизнес-ангелы из Лагоса» экономике Нигерии.

За десять лет своего директорства Венсан Бодрийе и Ортанс Аршамбо сумели создать прекрасную иллюзию того, что театральная вселенная вполне помещается в границы крепостной стены городка на Роне. Сумеют ли их преемники сохранить этот хрупкую сказку – будущее покажет…

ОЛЬГА ЕГОШИНА

Новые Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе