Фантазии на тему «Ревизора»: розовый заяц и постельные сцены на подмостках Волковского

«Нам хотелось похулиганить», – сказал постановщик нового спектакля  «Ревизор» в театре имени Волкова Денис Азаров.

– Что это почтмейстер Шпекин так льнет к Хлестакову, буквально вешается ему на шею. В «Ревизоре» такого не было, – морщится  сидящая в ложе бенуара благообразная пожилая дама, похожая на школьного завуча, нервно теребя выбившуюся из пышной прически прядь крашеных волос.

– Бабушка, это же любому ясно: он активный гей! –  несколько свысока, как ребенку, объясняет ей юное чадо лет девяти.


А когда дочь градоначальника Марья Антоновна толкнула Хлестакова на стол, а сама села на него сверху, пожилая театралка уже ничего не сказала.

…Разбитые окна ветшающих зданий, убогость обстановки. Жена городничего бродит по дому в аляповатом, застиранном, с нелепо отвисшими краями халате. Она настолько явно подчеркивает свои порочные страстишки, так нарочито по-бабски кокетничает, что приглашенный в дом на правах почетного гостя столичный вертопрах без всяких экивоков бросает ее на диван, задирает ей юбку и собирается сам спустить штаны. Лишь обиженный вопль очень некстати появившейся дочки градоначальника избавляет зрителя от созерцания постельной сцены.

Впрочем, и сама дочка – весьма легкомысленное создание. Она отдается Хлестакову (правда, за стенкой, на сцену соблазнитель выбрасывает ее одежду и белье) и в конце спектакля уже ходит с младенцем на руках. Прямо не комедия Гоголя, а фривольный «Декамерон»! У классика этого, конечно же, нет. Дофантазировали, перевели на язык, понятный современному зрителю, воспитанному на мыльных операх и позволяющих себе копаться в чужом грязном белье телесериалах.

После этого уже не удивляешься, что почтмейстер ходит развинченной походкой, вихляя бедрами. Попечителя богоугодных заведений Землянику играют сразу три актера, причем в этом трио доминирует женщина, которая говорит о себе в мужском роде и явно верховодит над двумя вихлявыми нахальными субъектами, что, видно, должно олицетворять растроение сознания. Пустые болтуны и подхалимы Добчинский и Бобчинский в своих трико и толстовках похожи на занявшихся малым бизнесом выпускников факультета физкультуры провинциального педагогического вуза. И все бы ничего, но на спине у одного из них написано ВОВ. Может кто-то и прочитает эти буквы по-английски, усмотрев в этом начало фамилии. Но мы в России только в прошлом году отметили 70-летие Победы, и абсолютное большинство зрителей, скорее всего, посчитает этот символ аббревиатурой. И наверняка подумает, что есть темы, над которыми смеяться не принято. 

Впрочем, развеселая дискотека с буйной попойкой, на которую Хлестакова пригласили его новые друзья из провинции, снимает все вопросы – конечно, весь этот мир, похожий на бред после жестокого похмелья, имеет мало общего с тем, который создал незабвенный классик, но, как говорят наши дети, прикольно! Правда, приколы разные бывают…

А вот что действительно от Гоголя – это отношение к простому народу. У бедной глупой мещаночки отняли единственного кормильца, забрили в солдаты. Жена младшего офицера опозорена и не может себя защитить. В больнице не хватает лекарств. Там лечат по принципу: с божьей помощью пациенты и сами поправятся. А кто умрет – значит такова его судьба. Герои спорят, начнется ли война с Турцией. Мечтают жить в столице, потому что она  и остальная Россия – два разных мира. В одном – богатство, блеск, удовольствия, в другом – прозябание, бедность и безысходность. 

В комедии Гоголя чиновники берут взятки. А зритель смотрит и ухохатывается. При этом понимает, что городничий, по-нынешнему, мэр, – взяточник, потому что все такие. Вообще-то он неглупый человек, добрый отец семейства, довольно толковый начальник – не самодур. А что под его покровительством распустились правоохранительные органы, из защитников справедливости превратились в держиморд – так это еще надо в суде доказать. А судья – свой человек, он выносит решения в пользу тех, кто дает ему взятки. Круг замкнулся. Создатели спектакля карикатурных персонажей рисуют со снисходительной достоверностью. Как бы говоря: да ладно, такова система. Если городничего, по-нынешнему, мэра, спихнут с его места, то только потому, что взятку дал не тому, кому следовало. Или в результате войны элит. И не факт, что те, кто придет ему на смену, окажутся хотя бы немного лучше.

Только от этого, пожалуй, и было бы на волковском «Ревизоре» грустно. Если бы не было так смешно. Правда, далеко не всем. Часть зрителей покинула театр в антракте, не отвечая на вопрос встревоженной гардеробщицы: «Почему?»…

Фото Сергея Белякова

Автор
Ольга Петрякова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе