Елена Гремина: театр - мощное средство реабилитации

Сегодня, когда его история отсчитывает 11-ый год, крошечный зал в Трехпрудном переулке остался тем же, но в нем уже работают такие известные режиссера, как Владимир Мирзоев или Александр Галибин, а темы спектаклей остаются актуальными и "горящими": жизнь зэков, убийство адвоката Маркелова, митинги в Стамбуле. О планах Театра.doc РИА Новости рассказала руководитель театра, драматург Елена Гремина. Беседовала Вера Копылова.

Сегодня, когда его история отсчитывает 11-ый год, крошечный зал в Трехпрудном переулке остался тем же, но в нем уже работают такие известные режиссера, как Владимир Мирзоев или Александр Галибин, а темы спектаклей остаются актуальными и "горящими": жизнь зэков, убийство адвоката Маркелова, митинги в Стамбуле. О планах Театра.doc РИА Новости рассказала руководитель театра, драматург Елена Гремина. Беседовала Вера Копылова.

Елена Гремина, драматург, сценарист, руководитель Театр.Dос, архивное фото

© РИА Новости. Артем Житенев

- Елена Анатольевна, в январе в театре намечается премьерный спектакль на документальной основе "Новая жизнь", посвященный теме тюрьмы. Речь пойдет об уголовниках, политических заключенных?

— Этот проект о заключенных вообще. О том, как они хотят или не хотят начинать новую жизнь после отбытия наказания — готовы ли они к этому, готово ли общество.

В нашем театре тюремная тема повторяется в нескольких проектах: и в политических ("Час восемнадцать"), и в тех, которые посвящены "нерезонансным" заключенным ("Песни нашей тюрьмы" и "Новая жизнь"). То есть обычным людям за решеткой или в зоне. Их много, и еще больше тех, кто их сторожит, держит за этой решеткой и эту систему обслуживает. В этом круге задействовано почти два миллиона человек. Это население небольшой европейской страны.

- В чем цель и пафос проекта?

— "Новая жизнь" — это пьеса на документальном материале, о проблемах реабилитации людей, которые оказались в зоне, и тех, кто совершает преступления повторно. Проект проходит в рамках программы "Театр + общество" при поддержке Министерства Культуры РФ. В этой программе работают еще 8 независимых театров из разных городов – от Петрозаводска и Ростова-на-Дону до Комсомольска-на-Амуре.

Цель "Новой жизни" – рефлексия как участников проекта, так и зрителей (в том числе целевых аудиторий) о том, зачем вообще существует тюрьма, что она дает, что меняет в жизни человека, и есть ли выход. Ведь многие люди, попадая в тюрьму, туда возвращаются. Зачастую общество само ставит человека в ситуацию, когда преступление неотвратимо.


Евгений Стычкин

© РИА Новости. Руслан Кривобок

Первый наш тюремный проект прошел еще на заре Театра.doc в 2003 году. Мы ездили в женскую колонию строгого режима, там был терапевтический театр, и мы проводили в помощь ему семинары и мастер-классы. По материалам наших поездок Галина Синькина и Аглая Романовская поставили спектакли "Преступления страсти" и "Яблоки земли". Тогда беседы велись с рецидивистками в женской колонии. Недавно я узнала, что никто из этих женщин, которые прошли через театральные занятия (что помогло им получить УДО) не вернулся в тюрьму. Так что театр – мощное средство реабилитации, поскольку здесь возможна постановка рефлексии.

- Как конкретно собирался материал для спектакля?

— Над проектом работает группа артистов, режиссеров и авторов. В Можайскую колонию для мальчиков ездили несколько человек, в частности, очень интересные интервью принес Константин Кожевников. Мы собираем интервью у бывших заключенных (но это на условиях анонимности обычно), у правозащитников и у тех, кто работает в тюрьме — у врачей и охранников.

Тексты пьесы состоят из небольших новелл, часть из которых — документальная, часть написана заключенными на творческих семинарах, а часть — этюды профессиональных драматургов. Это собрание удивительных сценариев жизни. Например, есть история молодого человека, который три раза садился в тюрьму, который в своем поселке три раза вскрывал один и тот же киоск на станции. Повторяемость свойственна всем нам, мы иногда впадаем в привычную колею, не стараясь изменить свою жизнь к лучшему. В случае молодых людей цена этого выбора очень велика. Важно понять, что ты не обречен наступать на одни и те же грабли.

- А как будет выглядеть сама постановка?

— Это интерактивный спектакль: публика подключается к сюжетам и сама придумывает выходы для героев. Грань между публикой и артистами стирается, и они становятся неким единым целым. После обкатки на обычном зрителе спектакль будет играться в колониях и антикризисных центрах.


© Фото: ТЕАТР.DOC

- Вы, будучи руководителем этого проекта, какие выводы по этой теме сделали для себя?

— Общаясь с людьми в зонах, мы задавали одни и те же вопросы: о смысле тюрьмы и о влиянии ее на человека. Многие люди, которые сами только что вышли из тюрьмы, тем не менее считают, что это необходимо, что наказывать надо и лучше наказывать еще тяжелее.

Но лично у меня ощущение полной экзистенциальной бессмысленности этого явления. Есть и ложные приговоры, и судебная коррупция, но большая часть людей сидит, совершив преступление. И встает вопрос: что тюрьма дает человеку, кроме возможного заражения туберкулезом и бессмысленной траты лучших лет жизни этих молодых (как правило) мужчин и женщин? Рассказы недавно освободившихся из тюрьмы поражают бессмысленностью того, что с ними там происходило.

- Но тогда встает вопрос альтернативы. Потом, сегодня многие россияне выступают за смертную казнь – а вы говорите о бессмысленности тюремного наказания.

— Дело социальных психологов – выяснить, почему сегодня люди не верят в справедливость и хотят сильной руки, чтобы переложить с себя ответственность. В России есть разные традиции. Вспомнить рассказ Достоевского о том, как он был каторжником в цепях. На улице подбегает к нему маленькая девочка и с разрешения своей мамы подает ему копеечку. В дни праздников люди приходили в остроги и преподносили заключенным дары. Милосердие к падшим – тоже очень важная для нас традиция.


Зрители в Театре.Dос, архивное фото

© Фото: предоставлено Театром.Dос

Единственный смысл существующей системы наказания в том, что она дает работу огромному количеству людей. Но как тюрьма влияет на тех, кто работает там? Реабилитировать надо не только тех, кого пытали, но и тех, кто пытал. Ни гуманности, ни уважительному отношению к человеку в тюрьме не учат. В России нет социальной службы, которая помогла бы ему выжить после возвращения из тюрьмы.

- Последние два года информационное поле прочно увязывает слово "тюрьма" с именами участниц группы Pussy Riot. В Театре.doc нет спектакля об этом. Почему?

— Когда с ними все только случилось, на нас обрушилось множество плохих пьес. Как правило, это были собственные идеи авторов по этому поводу. Когда человек пишет на актуальную тему то, что не является его личным опытом, чаще всего он выдает винегрет из масс-медиа. Поэтому мы не ставили спектакля. Бывает так, что действительность становится лучшим драматургом и режиссером. Но два раза мы делали так называемые "свидетельские спектакли", когда реальные участники событий рассказывали подробности. Такой спектакль проходит только один раз.

- Каковы планы театра на ближайшее время?

— На выходе "Кандид" – постановка Михаила Угарова по пьесе Максима Курочкина. 19 января будет годовщина убийства адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуриной, у нас пройдет первый показ пьесы Сергея Соколова на документальной основе "Раса", посвященной этому событию. 27 января – моноспектакль "Блок.ада", режиссер Александр Галибин, Кроме того, режиссер Владимир Мирзоев уже репетирует с Ольгой Михайловой, премьера состоится в первой половине будущего года. А я, дебютировав как режиссер, в спектакле "150 причин не защищать Родину", с января буду репетировать с той же группой новый спектакль "Афинская школа", посвященный на этот раз стратегиям жизни древнегреческих философов.

РИА Новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе