Эдуард Бояков: Театральная тусовка кусает государство и за это требует больше денег

Создатель фестиваля «Золотая маска» на Радио «Комсомольская правда» рассказал, дейcтвительно ли русский театр переживает масштабный кризис.
"Давайте просто начнем спокойно, без истерик наводить порядок", - Эдуард Бояков высказался о русском театре.
Фото ИТАР-ТАСС/ Сергей Фадеичев


Создатель фестиваля «Золотая маска» и основатель Театра «Практика» по следам вручения премии высказался о состоянии дел в фейсбуке (полностью колонку можно прочесть на сайте kp.ru). По мнению режиссера и продюсера, придуманный им больше двадцати лет назад конкурс превратился из творческого фестиваля в сугубо политическое событие. В попытку театрального сообщества при власти, постах и деньгах удержать свои позиции. Мы пригласили Эдуарда Владиславовича на радио «Комсомольская правда», чтобы задать ему главный вопрос: неужели русский театр переживает настолько масштабный кризис?



«Театр - это всегда идеология»

- Эдуард, в середине 90-х годов вы создавали «Золотую маску» вместе с Союзом театральных деятелей, с его тогдашним руководителем Михаилом Ульяновым. Это было свежо и актуально. Сейчас вы ополчились не только на свое детище, но и на современный российский театр в целом. Что произошло?

- Существует несколько проблем - кадровые, идеологические, которые не позволяют театру развиваться. Театр - это всегда идеология. Так же как серьезная литература или кино. Даже если театральные деятели говорят, что они вне идеологии, вне политики, они не хотят обсуждать чей Крым - такого не может быть... Политические взгляды неизбежно влекут не только определенные идеологические конструкции, но и соответствующую эстетику, тип высказываний, даже отношение к классике. И тогда князя Мышкина назовут князем Тьмышкиным (так, кажется, он и зовется у одного модного театрального режиссера). Это и есть идеологическое высказывание.

- В своем посте в Фейсбуке вы так и не назвали, кого считаете «либеральными выпендрежниками». Я предполагаю, что вы имели в виду «Гоголь-центр» и Кирилла Серебренникова?

- Да, и не только. Спектакли Константина Богомолова, Дмитрия Волкострелова, некоторые спектакли Театра наций... Вся театральная среда, включая художественных руководителей - все они очень зависимы…

- От чего?

- От тусовки, от театроведческой критики, от театрального политического мейнстрима. Александр Калягин, Лев Додин, руководство Большого театра и Театра наций - это люди, которые находятся в серьезном согласованном продюсерском картеле, если можно так выразиться. Они определяют политику, они получают огромные деньги, но даже они вынуждены ориентироваться на то что скажут либеральные критики. У них и во власти есть свои покровители. Мы же теперь знаем, что Кирилл Серебренников получил 250 миллионов на проект «Платформа», который он создал для своих студентов, на автономную организацию «Седьмая студия», которую сам же зарегистрировал. Кроме того, он руководитель театра «Гоголь-центр», который получил в общей сложности один миллиард рублей…

- Это много?

- Миллиард рублей на «Гоголь-центр» (включая реконструкцию, текущую деятельность) и 250 миллионов на проект «Платформа» - не просто много. Это нечеловечески много! Да, Кирилл Серебренников - модный режиссер, кому-то нравятся его постановки, кому-то нет. Но лично у меня возникает вопрос: почему Серебренникову дали 250 миллионов на проект «Платформа»? Ответ очевиден: потому что у него были покровители во власти. Так же как возникает вопрос: почему Евгению Миронову дают по 700 миллионов рублей на программу «Театры малых городов». Миронов - продюсер?

- Актер…

- Эти ребята захватили все. Они могут собрать команду, чтобы поехать на фестиваль, нанять критиков, копирайтеров, которые будут об этом писать. Они попросят государственное финансирование. И им дадут, потому что даже многие чиновники их боится.


Создатель фестиваля «Золотая маска» и основатель Театра «Практика» Эдуард Бояков. 
Фото ИТАР-ТАСС/ Сергей Фадеичев



«Худруки - театральные князьки»

- Почему боятся? Консерваторов и патриотов гораздо больше. Это показали президентские выборы.

- В искусстве, в театральной тусовке либеральная интеллигенция - в большинстве. Она так устроена: все время кусает государство и за эти укусы требует больше денег. Поэтому быть в тусовке выгодно. Именно она является трендсеттером. Поэтому наши идеологические враги такое серьезное внимание уделяют театру. А наши патриотические консервативные политики этого не понимают. И получается, что совершают преступление против культуры, не устраивая полноценную кадровую чистку, не разбираясь с теми процессами, которые в театре происходят.

- Это вы про статусных худруков - кому за 80 лет? Вы их хотите отправить на пенсию? Тем не менее их театры по-прежнему популярны - «Современник», «Ленком»...

- Но если посчитать деньги, которые получают эти театры, мы увидим запредельно неэффективные государственные субсидии, которые объясняются только тем, что «мы - наследники Станиславского», поэтому дайте нам еще пару тысяч квадратных метров в ближайшем квартале. Заметьте, МХТ им.Чехова принадлежит фактически весь Камергерский.

- Тем не менее МХТ и Олег Табаков - символы эффективного театрального менеджмента.

- И даже понятно почему, если, грамотно распоряжаясь такими деньгами и ресурсами, правильно с ними работать, включая траты на организацию пиара и нужной вам театральной критики. В 90-е годы государство отпустило художников в свободное плавание. Художники начали строить свои княжества… Худруки - князьки. Театр «Современник» - это княжество. Попробуй туда залезть со своими идеями. Вот сейчас я приду, меня на порог не пустят, особенно после того, что я говорю. Скажут: что это за мракобес, он против всех. Против либералов, против гомосексуалистов…

- Кстати, неужели так сильно гей-лобби в театральном сообществе?

- Этот феномен существует и пронизывает всю современную культуру. Эти люди невероятно влиятельные. Я не призываю это ликвидировать. Ни Михаила Кузьмина нельзя вырезать из русской поэзии, ни режиссера Сергея Параджанова. Но надо не стесняться об этом говорить и не нарушать пропорцию, а то совсем как-то странно все получается...

- «Гоголь-центр» под руководством Кирилла Серебренникова на нынешнем награждении получил Маску «за пространство творческой свободы и смелые поиски языка». Раньше была такая номинация?

- Дословно - нет. Но это приз жюри. Оно имеет право свою «Золотую маску» вручить тому, кому считает нужным, и придумать формулировку. Но дело не в формулировке, а в том, что это сигнал в сторону государства: не трогайте нас, мы будем показывать зубы, мы будем объединяться, мы будем действовать против власти. Несколько лет назад за обналичку посадили директора Театра Кукол имени Образцова. Но никто не устраивал демаршей на Золотой Маске.

Только не надо меня считать врагом Серебренникова. Я не хочу, чтобы он оказался в тюрьме. Безусловно, он этого не заслуживает. Но он выйдет из-под домашнего ареста, снова начнет ставить спектакли в Большом театре и в Гоголь-центре с Богомоловым. И все друг другу будут продолжать вручать «Золотые маски». А зрители будут сидеть и выбирать между балетом "Нуреев" и пошлой антрепризой.

- Но можно не делать такой мучительный выбор. Есть же Театр им. Вахтангова, СТИ Женовача, Театр Маяковского, которым руководит Карбаускис.

- Этих точно так просто в либеральный лагерь не загонишь, хотя они не позиционируют себя (я имею в виду Туминаса, Карбаускиса и Женовача) как откровенные патриоты. Кстати, Юрий Бутусов тоже, конечно, не либерал. Но театральная тусовка, умная и хитрая. Она пытается их тоже увлечь в свое пространство. Как? Давайте дадим три «Золотые маски» «Гоголь-центру» и вам тоже дадим, товарищ Карбаускис, специальную премию, поманим.



«Лучше играть, а не руководить театром»

- То, что многими московскими театрами руководят актеры, - это плохо?

- Это чудовищно! Хотя артист артисту - рознь. Есть Юрий Любимов, который начинал как артист, но стал великим режиссером.

- Актера Владимира Машкова недавно назначили в «Табакерку»...

- Ну, Машков - режиссер ого-го какой! Он это доказал и в Сатририконе, и в Табакерке, и в МХТ. Он - парень лихой, сильный, мощный. Я верю в него . Но есть и другие примеры - когда прекрасный актер Олег Меньшиков получает ни с того ни с сего театр имени Ермоловой. И где результат? В этом случае лучше свою компетенцию проявлять, а не руководить государственным театром.

- Так где же выход?

- Давайте просто начнем спокойно, без истерик наводить порядок. И никаких расследований, фамилий, подсчетов. Не надо считать зарплату Миронова или Волчек. Получайте и тратьте. Только существуйте в понятных условиях, чтобы все было прозрачно. И еще, уважаемые худруки, заслуженные и народные артисты! Пожалуйста, подумайте: ведь так красиво можно взять и уйти из руководства театра, остаться в нем почетным президентом или возглавить совет старейшин.

Автор
АНАСТАСИЯ ПЛЕШАКОВА, АННА СЕЛИВАНОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе