На петербургской сцене Гырдев выпускает свой первый спектакль, но режиссер неплохо известен российским зрителям. Вспоминают и об успехе его фильма "Дзифт" на ММКФ в 2008 году, и, что в случае театральной премьеры более уместно, его спектакль "Метод Гренхольма", сделанный в московском Театре наций по пьесе того же Жорди Гальсерана. Постановка на тему офисной тирании и антигуманных методов работы современных кадровых служб имела отличный резонанс. Похоже, современный социальный абсурд и есть основная тема этого автора.
Но в "Канкуне" режиссер и драматург вступают на несколько иную территорию. Две супружеские пары проводят совместный отпуск на знаменитом мексиканском курорте, именем которого и названа пьеса. Вся четверка — друзья с юности, сейчас в своей семейной жизни приближаются к серебряным свадьбам, подсчет лет совместной жизни проходит во время распития бутылочки шампанского в номере Реме (Анна Вартаньян) и Висенте (Аркадий Шароградский). Навеселе Реме признается, что именно такой расклад на семейные пары в их дружеском квартете сложился благодаря тому, что четверть века назад она припрятала ключ от машины отца Висенте, и поэтому провожать Лауру (Елена Калинина) отправился не Висенте, а Пабло (Александр Ронис). Так сложилась каждая из пар. А вроде как могло быть и по-другому.
Далее следуют несколько психологических виражей с выяснением отношений и обвинениями в манипуляциях людьми на фоне переведенного в шутку вследствие его очевидной неловкости предложения поменяться партнерами. На следующее похмельное утро Реме просыпается и видит в своем номере еще вчера чужого мужа Пабло в чем мать родила.
И вот тут начинается мистика, Реме думает, что друзья над ней подшутили и играют в этот обмен мужьями и женами. Но выясняется, что это реальность, изменились судьбы и семейные истории и только память Реме осталась прежней. Пытаясь вернуть себе свою жизнь, она после довольно забавной комедии положений, приукрашенной психологическими кунштюками, заставляет всех вновь в точности повторить вечер с распитием шампанского, думая вернуться в ту утраченную реальность. А друзья ей не очень перечат, думая, что психиатру-то покажут ее уже дома, а пока лучше со всем соглашаться.
Реме засыпает, Пабло в белом врачебном халате на каком-то прозрачном экране рисует графики, говорит что-то о тайных желаниях и обещает, что на следующий день каждый проснется с тем, c кем действительно хочет. В итоге утром в номере Реме сидит Лаура и играет на тубе — между дамами любовная связь.
Играют эту историю актеры достаточно заразительно, причем каждый в своем ключе: Елена Калинина — по всем канонам психологического реализма, Анна Вартаньян — в отточенной эксцентрической форме. Но на действительно болевые драматические точки в своей роли выходит только Александр Ронис. К Аркадию Шароградскому счет со скидками — бывший додинский ученик лет двадцать не появлялся на сцене, предпочитая телевизионную карьеру. И по части драматургии роли, конечно, проигрывает, но когда спектакль выходит на бульварный кураж, смотрится вполне убедительно.
А "Канкун", как бы тут ни хотелось говорить о страхе самоидентификации, случайности и взаимозаменяемости судеб, безусловно, представляет разновидность бульварного театра, хотя и для эстетствующей публики. Такая психологическая ИКЕА, диваны из которой стоят на сцене и оказываются своего рода кушетками Фрейда. Что ж, немного бульвара, стилизованного под интеллектуальный, театр "Приют", выпустивший в этом сезоне уже несколько действительно отличных премьер, вполне может себе позволить, хотя бы для кассового разнообразия.
ЕЛЕНА ГЕРУСОВА
Коммерсантъ