Богат и славен

Возвращению в репертуар Большого театра оперы «Мазепа» — посвящается.
© Фотопортрет Владимира Буренина работы Елены Мрозовской


Большой театр возвращает в репертуар оперу Чайковского «Мазепа», написанную по мотивам «Полтавы» Пушкина. Постановку поддержал банк ВТБ. В честь премьеры, которая прошла на Исторической сцене, VTBRussia.ru подготовил рассказ об авторах оперы и о тех, кто работал над постановкой нового спектакля. 



Либреттист

Владимир Буренин удостоился от современников множества похвал в пору критических дебютов, а позже — тьмы проклятий. Обозреватель российской литературной жизни, начинавший карьеру на страницах «Колокола», а затем в течение сорока лет работавший в «Новом времени», Буренин занял позу нигилиста. Злые языки утверждали, что именно его уничижительная статья свела в могилу страдавшего от чахотки 24-летнего поэта Семена Надсона. Буренин прожил долго, и от него досталось всем крупнейшим русским и даже советским писателям, от Гончарова до Горького.

Кроме литературно-критических статей и фельетонов, Буренин публиковал и драматические тексты. Дважды он выступал в качестве оперного либреттиста. «Анджело» Цезаря Кюи по пьесе Виктора Гюго, хотя и держался в репертуаре Императорских театров, испытание временем не прошел. «Мазепа» был сочинен для композитора Карла Давыдова, но тот не закончил оперу и передал либретто Петру Ильичу Чайковскому. Впрочем, текст был существенно переработан — Чайковский, в частности, вернул в оперу многие оригинальные строки пушкинской «Полтавы». По просьбе Богомира Корсова, первого исполнителя титульной партии, Чайковский дописал ариозо во втором акте — текст для него сочинил журналист Василий Кандауров.


© РИА Новости



Композитор

Петр Ильич Чайковский в представлении не нуждается. Но его седьмая опера большинству слушателей знакома вряд ли.

Премьеры прошли в феврале 1884 года с разницей в четыре дня на лучших сценах России, в Большом и Мариинском театрах, — ни один композитор в то время не мог желать лучшего. При жизни автора «Мазепу» ставили в Тифлисе и в Ливерпуле (город на оперной карте мира неожиданный, причем «Мазепу» исполняли там на русском языке). Кстати, повсеместная традиция исполнения опер на языке оригинала возникла в 1970-е годы (хотя и раньше, конечно, были исключения). В XIX веке тексты опер, как правило, всегда переводили на язык, понятный публике в зале. Некоторые театры (например, English National Opera) по сей день переводят абсолютно все, что попадает в репертуар. Поэтому «Мазепа» по-русски в Ливерпуле в 1888 году — в некотором смысле нонсенс.

Обычно Чайковский работал чрезвычайно быстро: например, колоссальная «Орлеанская дева» написана в четыре месяца. Работа над «Мазепой» заняла почти два года: вероятно, Чайковскому трудно было связать воедино исторические потрясения и частную драму, соблюсти местный колорит и выдержать подобающий сюжету патриотический тон. В опере ощущается сопротивление материала, она неровна по концентрации музыкальной мысли. Здесь немало свойственных Чайковскому завихрений чувства, когда заботы о материале и форме вытесняются необходимостью как можно скорее выразить непосредственное переживание, и тогда в изобилии появляются оркестровые тутти, множество ударных и медных. Шумно, но иначе невозможно продвинуться дальше.

Чайковский строит «Мазепу» из типовых драматургических блоков и зачастую оформляет их по устоявшимся музыкальным шаблонам своего времени. Однако наиболее впечатляющие сцены оперы как раз опровергают каноны, это двери в будущее. Например, большое монархическое шествие встретится во многих операх и балетах XIX века, ближайший пример — ошеломительный марш в третьем акте «Орлеанской девы». В «Мазепе» подобное шествие поначалу вызывает у Чайковского привычный подъем, оркестр и хор раздуваются от пафоса — но зрители знают, что это шествие к месту казни, и подъем прерывается молитвой приговоренных Искры и Кочубея с хором. Или финал: оперные героини много раз лишались разума и до «Мазепы» (например, в опере «Лючия ди Ламмермур»), и после (Марфа в «Царской невесте»), но редко большая опера завершалась тихой колыбельной. Музыка буквально сходит на нет, истаивает, как жизнь раненого Андрея и помутненный рассудок Марии, и подобающего жанру громогласного каданса уже не следует. 

Сегодня «Мазепа» числится в репертуаре Мариинского театра (в постановке 1950 года) и в «Геликон-опере», но едва ли ее можно назвать популярной оперой. Понятно, почему режиссеры чаще обходят ее стороной: экзотически странная русско-украинская тема, трехсотлетней давности сюжет, мрачный колорит. К тому же требует исключительной выносливости певцов — партии основных героев экстремальны по объему и длительности сольных номеров.


Туган Сохиев
© РИА Новости



Дирижер

Туган Сохиев, музыкальный руководитель и главный дирижер Большого, исполнял «Мазепу» в концертах в марте 2020 года. Это означало, что опера, возможно, получит сценическую жизнь — так, например, было с «Путешествием в Реймс» Россини, которое после концертного исполнения превратилось в спектакль (постановка также была поддержана ВТБ). Еще раньше Сохиев инициировал возвращение в концертный репертуар Большого театра «Орлеанской девы» — и это был дебют маэстро в нынешней должности.

Впрочем, это и понятно, ведь Сохиев находит в «Мазепе» продолжение традиций французской «большой оперы», а по силе воздействия сравнивает отдельные сцены с эпизодами опер Мусоргского и «Сказания о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова. По его словам, «вокальные партии написаны сверхдраматично, что чрезвычайно сложно для певцов. Мазепа все время находится в пограничном состоянии: то он лирический баритон с хорошим, почти теноровым верхом, то драматический бас-баритон. Но петь у нас будут замечательные артисты, они со своими партиями прекрасно справляются». Для новой постановки в партитуре сделаны купюры — отчасти по указаниям композитора, отчасти новые, но лишь «там, где нужно быстрее направить действие в нужное русло, где хочется более интенсивного и энергичного движения».


Евгений Писарев на церемонии вручения театральной премии «Золотая маска»
© РИА Новости



Режиссер

Евгений Писарев, главный режиссер драматического Театра имени Пушкина и отнюдь не дебютант в опере, заявляет: «Мало кто в России может лучше меня поставить оперы-буффа». Действительно, в Большом он успел поставить диптих на сюжеты Бомарше — «Свадьбу Фигаро» Моцарта и «Севильского цирюльника» Россини. Именно поэтому предложение работать над «Мазепой» стало для него неожиданностью — но «почему, собственно, нужно все время идти по накатанной?»

Писарев небезосновательно полагает, что целиком разворачивать действие оперы в современности было бы слишком вульгарно. Основной ход своего спектакля он не считает нужным скрывать: первый акт разворачивается в согласии с ремарками либретто, во время Северной войны, в соответствующем сценическом оформлении. Второй акт — Первая мировая и Гражданская войны. «Полтавский бой» — Великая Отечественная. Финал — 2021 год, с поправкой на оперную условность и груз ответственности, который ложится на постановщика, работающего на Исторической сцене Большого. По слову режиссера, «сегодняшние костюмы помогают нам приблизиться к себе. Люди придут на пафосную, нарядную оперу в Большой театр, и в результате они получат и музыкальное, и визуальное удовольствие. Но в то же время смогут и задуматься».

Прием с путешествием не нов: в этой связи можно вспомнить не один десяток оперных спектаклей, начиная с легендарного «Кольца нибелунга» Патриса Шеро, поставленного к столетию вагнеровской тетралогии в вагнеровском театре в Байройте, и заканчивая «Пиковой дамой» Юрия Александрова в «Санкт-Петербург опере» и «Новой опере». Таким образом, интрига премьеры заключается в том, какие новые смыслы можно извлечь, применив старый прием к опере, не избалованной вниманием современных режиссеров.


Евгений Писарев и Зиновий Марголин на репетиции спектакля «Женитьба Фигаро»
© Юрий Богомаз



Сценограф

Умение сценографа Зиновия Марголина мыслить крупными масштабами и образами сыграло в новой постановке «Мазепы» важнейшую роль. Во многом режиссуру определяла именно его работа — таковы были и лучшие спектакли Марголина нулевых в Мариинском: «Нос» с опрокинутым петербургским двором-колодцем; жуткая «Енуфа», где обиталище героев буквально висело на краю сухого бетонного бассейна; «Мертвые души» запомнились гигантскими, почти во всю высоту сцены колесами чичиковской брички. До сих пор никто из художников не использовал так лаконично и виртуозно пространство Концертного зала Мариинского театра, где регулярно идут полноценные театральные постановки, как Марголин в «Бенвенуто Челлини».

В 2010-е годы Марголин, постоянный соавтор Евгения Писарева, дебютировал в Большом театре. Кому еще из отечественных сценографов ставить «Мазепу», как не Марголину, — масштабы мышления композитора и художника в этом случае совпадают идеально.


Премьерный показ оперы «Мазепа», 23 июня 2021 год
© Юрий Богомаз


О том, насколько хорошо удалось команде, работавшей над новой версией «Мазепы», сделать эту историю актуальной и интересной для зрителя XXI века, покажет время. Премьерные показы спектакля прошли с 23 по 27 июня. О датах предстоящих показов можно узнать на сайте Большого театра. 

Автор
Текст: Иван Петров
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе