«Алеко» и «Кармен» на берегах Волги: новый проект «Молодая опера Ярославля»

Любовь Казарновская представила зрителям постановки, объединенные цыганской темой.

Театральные традиции в Ярославле колоссальные: здесь работает старейший в стране Драматический театр имени Федора Волкова, и этот коллектив не единственный в городе. Мощным музыкальным центром области является Филармония имени Леонида Собинова с роскошным Губернаторским оркестром под управлением маэстро Мурада Аннамамедова, коллектив, известный далеко за пределами Ярославля. В филармонии нередко бывают и оперные проекты в концертном исполнении. Ярославль — одна из локаций проведения фестиваля Юрия Башмета. 


Тем не менее ни в Ярославле, ни в других областных центрах, расположенных кольцом вокруг Москвы, к сожалению, нет ни одного оперного театра: ближайшие от Первопрестольной — в Петербурге, Нижнем Новгороде и Воронеже. Строго говоря, для полноценной оперы в Ярославле пока нет подходящего зала. Огромный концертно-зрелищный центр «Миллениум» на набережной Которосли, построенный к грандиозному юбилею города (2010), по масштабам и техническим возможностям подошел бы на эту роль (здесь синтетические спектакли по популярным операм не раз представлял Башмет), однако в нем нет естественной акустики, петь возможно только с микрофонным звукоусилением.

Вопреки всем «но» к завершению сезона в Ярославле состоялся новый оперный проект, объединивший самых разных участников и показанный в том самом «Миллениуме». Его инициатором стала российская примадонна Любовь Казарновская, не раз выбиравшая город на Волге как место для оперных гала-концертов, показывая в местной филармонии достижения своих учеников. На этот раз Казарновская придумала проект «Молодая опера Ярославля», в рамках которого объединила темой роковой страстной любви два шедевра мирового оперного репертуара: «Алеко» Рахманинова и «Кармен» Бизе — и показала ярославцам своих учеников по Всероссийской оперной академии, а сама выступила в роли драматической актрисы. (Заметим, что Казарновская не первый год играет в Волковском театре в специально поставленном для нее спектакле «Пушкиниана».) Спектакль-диптих получил название «Страсть», ибо именно роковое влечение является катализатором обеих цыганских историй. До Ярославля спектакли показали в Костроме и Угличе.

«Алеко» оказался более чем уместен в юбилейный рахманиновский год — первую оперу русского гения дали целиком. «Кармен» прозвучала не полностью, зрители увидели наиболее знаменитые музыкальные фрагменты, «сшитые» импровизированным прозаическим текстом в исполнении Казарновской.

Спектакль начался с декламации пушкинских строк Любовью Казарновской. Этому удивительному по силе эмоциональному посылу вторит Губернаторский оркестр, управляемый московским маэстро Василием Валитовым, — вступление к «Алеко» наполняет зрительный зал щемящей тоской и огнедышащей страстью. Постановка Елены Болдиной-Вахотиной минималистична, это скорее концертная версия с элементами театрализации, но такой минимализм позволяет полностью сосредоточиться на музыкальном наполнении. Бездонная чернота сцены символизирует южную ночь, яркие и резкие лучи прожекторов выхватывают самое важное в этой истории, пестрые «цыганские» платья солистов и женского кордебалета сообщают истории этнический колорит (художник-постановщик Екатерина Фомина). Мизансцены просты и классичны, они лишь немного оживляют концертный формат, не отвлекая от богатств рахманиновской партитуры. Хоровая капелла «Ярославия» (худрук Владимир Контарев) стоит на станках в черных концертных платьях — эта статика роднит хор с античным: и сей мотив уместен в фаталистской пушкинской драме, беспощадной и неотвратимой. Центральную пару антагонистов свежо и качественно поют юные Анна Кононенко (Земфира) и Артем Василевич (Алеко) — их роковая дуэль вызывает искреннее сочувствие и сопереживание в зале. Стихают звуки удаляющегося табора — в ярком луче прожектора Любовь Казарновская вновь декламирует Пушкина: арка выстроена, круг замкнулся.

Несмотря на то, что «Кармен» дана лишь избранными фрагментами, она оказывается даже более целостным спектаклем, чем исполненный полностью «Алеко»: здесь явственнее магия настоящего театра, меньше концертности.

Тот же, что и в предыдущей постановке, ночной космос сцены, прорезаемый яркими лучами прожекторов, еще больше заострено внимание на вокалистах, со сцены звучат самые главные хиты — хабанера, сегидилья, сцена гадания, куплеты тореадора, ария с цветком… И тем не менее театра в этом прочтении гораздо больше, в чем заслуга драматического таланта и энергетики Казарновской, ее голос помогает трагической истории Мериме обрести плоть и кровь.

Этот монолог, перемежающий музыкальные номера, самоценен и самодостаточен — опера Бизе слегка отступает в тень, обретая иллюстративные черты «музыки к моноспектаклю». Хотя и в музыкальной части есть свои жемчужины. Прежде всего это великолепная Кармен в исполнении юной ученицы дивы Юлии Фадеевой (ей всего 23): красивый и выразительный голос пленяет. Еще одна прекрасная вокальная работа — Ксения Гирина в партии скромницы Микаэлы, едва ли конкурентки главной героини, да и ария у нее всего одна; но с вокальной точки зрения она не менее притягательна, чем Фадеева — Кармен. Неожиданной краской оказывается участие в спектакле «Театра балета» школы искусств имени Леонида Собинова — пластика контемпорари-данс (хореограф Васса Водзуми-Мишукова) придает действу парадоксальность и некую перекличку с испанским кинематографом, с острыми лентами Альмадовара или Карлоса Сауры.

Грандиозная перекличка двух цыганских историй — русской и французской — состоялась: харизма Казарновской, свежие голоса ее учеников, мастерство опытных профессиональных музыкантов (хор, оркестр, дирижер) и энтузиазм и креативность всей постановочной команды сотворили интересный синтетический диптих, увлекательный и захватывающий. Проект ярко продемонстрировал, что потребность в опере на берегах Волги есть, потенциал — тоже: возможно, это станет прологом к созданию полноценного оперного театра для Золотого кольца России.

Автор
Александр МАТУСЕВИЧ, Ярославль
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе