"Ад" набирает силу

Итоги фестиваля "Божественная комедия" в Кракове

В Кракове в третий раз проходит театральный фестиваль "Божественная комедия", присуждающий награды за лучшие работы прошлого сезона. В этом году он прошел с явным "русским акцентом" — здесь была объявлена специальная польская программа "Золотой маски", а Иван Вырыпаев получил приз как лучший драматург. Из Кракова — РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.

Фестиваль "Божественная комедия" был придуман несколько лет назад краковским режиссером Бартошем Шидловским. Свои организаторские амбиции он проявил и раньше — создал новый театр в промышленном пригороде Кракове Нова-Гута, которую уже в коммунистические времена благодаря металлургическому заводу имени Ленина знали во всех странах Восточного блока. Но чтобы окончательно закрепить за Нова-Гутой статус не только промышленного, но и культурного центра, пришлось придумать театральный фестиваль национального масштаба. Несколько претенциозно назвав его "Божественной комедией", автор концепции обрел радостный простор названий для разных частей программы. Так, конкурс лучших спектаклей страны здесь мрачно зовется "Ад" (видимо, это намек на то, что работа жюри не сахар), под заголовком "Рай" проходит программа спектаклей молодых многообещающих режиссеров, в "Чистилище" собраны все остальные, весьма многочисленные мероприятия, вечерний клуб фестиваля получил название "Дьявольские ночи" и т. д.

Именно Краков дирекция фестиваля "Золотая маска", недавно уже презентовавшая номинантов нашего "Ада", выбрала местом презентации одной из самых интересных программ московского "Чистилища" — польского театрального сезона, который пройдет в марте будущего года в Москве. Зрителей ждут знакомство с режиссером Майей Клещевской, документальный проект Войтека Земильского, оригинальная "Железнодорожная опера", создаваемая при участии нашего Liquid-театра, а также творческие встречи и дискуссии. Но наибольший интерес наверняка привлекут спектакли "большой тройки" польских режиссеров, чьи имена зрителям в России уже известны благодаря другим театральным фестивалям: Кшиштоф Варликовский покажет многочасовую "(А)поллонию", Гжегож Яжина — спектакль "T.E.O.R.E.M.A.T", фантазию на темы сценария фильма Пазолини, а недавний лауреат премии "Европа — театру" Кристиан Люпа представит одну из частей своего триптиха "Персона", посвященную Мэрилин Монро.

На фестивале "Божественная комедия" Люпа показал заключительную часть этой трилогии, посвященную Симоне Вайль. Сама она, знаменитый философ и религиозный мыслитель, появляется на сцене только в конце — да и то как сновидение главной героини, актрисы, которой предложено сыграть Симону и которая весь спектакль проводит в долгих, многословных и изнурительных для нее разговорах с режиссером и партнерами,— действие происходит в большом неуютном пространстве, похожем на съемочный павильон. Религиозные поиски Симоны Вайль, считавшей, что можно быть христианкой и вне церкви, путано переплетаются с сомнениями и духовными исканиями героини — и, видимо, актрисы: играющая главную роль Малгожата Браунек, звезда польского кино 60-х и 70-х, в свое время оставила актерскую карьеру и надолго увлеклась буддизмом. Трудно и длинно режиссер, одновременно погруженный в наследие Вайль и критичный к нему, ведет зрителя к своей заветной теме — христианскому переживанию человеческой телесности. Он приводит этот весьма непростой для восприятия спектакль к магической по красоте и ритму последней сцене, в которой героиня-актриса и призрак Симоны Вайль наконец встречаются и соединяются, постепенно превращаются в единое тело, которое в финале успокаивается на стоящей посреди сцене кровати. Впечатление от работы Кристиана Люпы можно кратко описать названием одной из книг самой Симоны Вайль — "Тяжесть и благодать".

Спектакль "Тело Симоны" наград в Кракове не получил. Тем не менее он уже вошел в историю польского театра благодаря скандалу, который случился несколько месяцев назад на премьере. Актриса Иоанна Щепковская, игравшая Симону Вайль, прямо со сцены во время спектакля адресовала режиссеру вскинутую в нацистском приветствии руку, а потом повернулась к залу спиной, приспустила штаны и показала ошарашенной премьерной публике голую задницу. Кристиан Люпа известен своими конфликтными отношениями со многими актерами и своеобразным способом репетировать — его метод основан на долгих и зачастую мучительных импровизациях, он любит вводить актеров в неудобные и нервные состояния. Щепковская из спектакля была, конечно, сразу изгнана, но стала героиней. Когда-то, кстати, она уже была ею на политическом поприще — именно актриса Щепковская в 1989 году, после объявления результатов первых свободных выборов, подвела им итог в прямом телеэфире: "коммунизм в Польше умер".

Теперь она хочет провозгласить: "эпоха режиссерского всевластия умерла". И хотя режиссура, безусловно, более крепка и живуча, чем коммунизм, порыв актрисы не прошел незамеченным — вскоре она даже стала председателем Союза артистов Польши. Вообще, нет сомнения, что критический заряд сегодняшнего польского театра очень силен. Вот и на "Божественной комедии" главный приз получил спектакль Павла Демирского "Жил был Анджей, Анджей, Анджей и Анджей" — провокационный сатирический вызов всему польскому официальному культурному истеблишменту, поставленный, как отметило жюри, "в духе fuck you" и начинающийся сценой похорон живого классика польского кино Анджея Вайды. Пока наши театральные новаторы жмутся по углам и еще не дозрели до какого-нибудь "Жил был Никита...", обрадуемся хотя бы тому, что премию за драматургию получил обосновавшийся с недавних пор в Варшаве Иван Вырыпаев. Он поставил в Театре на Воле спектакль по своей пьесе "Июль", участие в котором принесло актрисе Каролине Грушке (она знакома нам по фильму "Кислород" и спектаклю "Танец Дели", недавно показанному на фестивале NET) премию за лучшую женскую роль.

РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ

Коммерсантъ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе