280 лет со дня рождения Федора Григорьевича Волкова

20 февраля исполняется 280 лет со дня рождения основателя первого русского национального профессионального общедоступного театра Федора Григорьевича Волкова

В этот день, в 14.30 состоится возложение цветов к памятнику Федору Волкову. Поклониться Волкову придут актеры театра, носящего его имя, преподаватели и студенты Ярославского государственного театрального института, представители общественности Ярославля. Мы приглашаем ярославцев, гостей города, всех почитателей театра, отечественной культуры и истории принять участие в этом праздничном событии.

В 1750 году, в Ярославле, купеческий сын Федор Григорьевич Волков основал общедоступный театр, впервые в России став его организатором и содержателем, вложив собственные капиталы в театральное дело. Труппа, собранная Волковым, пестра по социальному составу. Люди купеческого звания, служащие провинциальной канцелярии, бывшие семинаристы, «из церковников», посадские люди, ремесленники, выходцы из Малороссии. Мы знаем их поименно. Сподвижники Волкова - братья Григорий и Гавриил Волковы, Иван Дмитревский, Иван Иконников, Яков Попов, Семен Куклин, Алексей Попов, Семен Скочков, Демьян Галик, Яков Шумский. 

Сенатский экзекутор Игнатьев, приехавший в Ярославль по делам, застает регулярно действующий публичный театр, чем он был немало поражен. По всей вероятности, на графа произвел впечатление уровень не только актерской игры, превышавший любительский, но и всего театрального дела в Ярославле. Он докладывает о «таком невиданном доселе нигде» феномене в Петербург. Отзыв высокопоставленного сенатского чиновника возбудил интерес в столице. 

Почему в столичный град Петров были приглашены для играния комедий и трагедий именно ярославцы, а не «охочие комедианты» из Москвы или Петербурга? Причин несколько. Содержатель театра в Ярославле – это профессия, а содержание театра - собственное «дело», а не забава, не прихоть. Не разовые – от случая к случаю – постановки, а обширный, пополняющийся репертуар. Настоящий творческий и финансовый лидер – Федор Волков, обладающий многосторонними дарованиями. Постоянный состав труппы. Все это и послужило причиной вызова ярославцев в столицу по именному указу императрицы Елизаветы Петровны. Императрица повелела обучать ярославцев в Придворном Шляхетном кадетском корпусе – привилегированном высшем учебном заведении того времени. Из 11 актеров волковской труппы к обучению определили четверых – Федора и Григория Волковых, Ивана Дмитревского и Алексея Попова. Остальные могли уезжать снова в Ярославль или устраивать свою жизнь по желанию в столичном Питере. Гаврила Волков было вернулся в Ярославль, но потом уехал к братьям и впоследствии успешно играл в театре. Яков Шумский обучался самостоятельно, приглядываясь к товарищам, которых не оставлял. И стал выдающимся комическим актером русского театра, другом самого Фонвизина. Так же, как и Дмитревский, для которого Фонвизин специально писал роль Стародума в комедии «Недоросль». В 1786 году, спустя почти четверть века после смерти Федора Волкова, Иван Дмитревский приехал в Ярославль и играл Синава в трагедии Сумарокова «Синав и Трувор».

При рождении русского театра возникло тесное взаимодействие провинциальной и столичной театральной культуры, это стало важным фактором всего культурно-исторического процесса. Именно ярославцы, получив в Петербурге образование, составили ядро первого государственного русского профессионального национального общедоступного театра, учрежденного в 1756 году.  

 

С именем Федора Волкова связано становление русской актерской национальной школы. Задумываешься об «исполненной страстью игре», «только что природной», о потрясающем, «бешеном» темпераменте Федора Волкова. О том, как потрясал зрителей «внутренним чувством», «природными средствами», «порывами самых сильных страстей» Иван Дмитревский. Став преемником Волкова, ярославец Иван Дмитревский впервые основал в Петербурге русскую театральную школу и воспитал несколько поколений актеров, развивая в своих учениках сочетание «искусства с естеством»… Невольно думаешь о заложенных Волковым особенностях русской школы театральной игры. Они отразились во «вдохновении» Якова Шумского, «необыкновенной простоте» Василия Померанцева, «чувствительности», «натуральности» «пламенного» Алексея Яковлева, «одушевлении и непринужденности» Катерины Семеновой, в «молниях, вылетавших из глаз» Павла Мочалова, «лиризме» Михаила Щепкина. Различны актерские дарования, различны времена, – но через десятилетия, через века идет, живет и утверждает себя в мире традиция русской актерской школы, заложенная Федором Волковым. 




Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе