Ярославль. Последняя мифологема древнего города

Если волею обстоятельств вы окажетесь в центре старинного волжского города Романово-Борисоглебска, в левобережной, романовской его части, то вам не миновать Торговой площади и расположенной близ неё улицы Новинской. А уж там вам сам Бог велел отыскать двухэтажное каменное здание с кованым металлическим крыльцом, угол которого фланкирует пожарная каланча, построенная в начале ХХ века. Это – знаменитый «Домъ на Новинской», единственный в России музей быта провинциальной буржуазии.

МУЗЕЙЩИКИ-МИСТИФИКАТОРЫ


Надо отметить, что первый музей в городе Тутаеве был создан в 1919 году, практически одновременно с переименованием славного города Романово-Борисоглебск в революционно звучащий – Тутаев. В течение двадцатого столетия он неоднократно расформировывался и вновь открывался. В состав Ярославского художественного музея в качестве его филиала тутаевский музей вошёл в 1990 году и в течение десятилетия выступал в роли выставочного помещения, экспонируя в трёх залах местных живописцев.


В 2000 году в умах музейщиков родилась гениальная без преувеличения идея создания в стенах тутаевского филиала ярославского художественного музея сразу двух экспозиций – «Провинциального банка» и «Квартиры управляющего банком». (Когда идея материализовалась, экспозиционные площади музея выросли с трёх до 18 залов!). Тут всё совпало, что называется, одно к одному.


Во-первых, в этом здании в советские годы действительно был банк, и сохранилось немало старого, если не сказать – старинного, оборудования: тяжеленные банковские двери, встроенные сейфы и прочее, которые в бытность помещения выставочным залом были просто-напросто не востребованы и… затянуты холстом: местным художникам при экспонировании собственных картин банковские раритеты были только помехой. А во-вторых, сотрудники музея по случаю приобрели старинную табличку «Домъ № 3 Фёдора Васильевича Гурова».


Кем он был на самом деле, этот Фёдор Васильевич, так и осталось неизвестным, но в декорациях идеи создания настоящего провинциального банка он не только в одночасье стал управляющим этим банком, но и обзавёлся семьёй и налаженным бытом. Так в стенах «Дома на Новинской» родилась последняя по времени городская мифологема – семья Гуровых. Ни в одном другом месте, кроме Романово-Борисоглебска, славном своим пристрастием к культивированию «именных» мифов (помните, в предыдущей статье мы говорили с вами о романовском гвозде, романовской овце, романовской баранке?), выдуманный герой не прижился бы столь органично.


– Фёдор Васильевич Гуров – персонаж собирательный, с одной стороны он – мифологема, часть придуманной нами истории, а с другой – он воплотил в себе идеальные черты всех романово-борисоглебских купцов, – рассказывает куратор экспозиции филиала ЯХМ «Домъ на Новинской» Наталия Пискунова. – Мы посчитали, что посетитель музея уже сыт классическими экспозициями, снабжёнными этикетками, бархатными оградительными «колбасками» и непременной табличкой «Руками не трогать». Поэтому мы поставили перед собой задачу создать некий образ дома, чтобы посетитель, попав в воссозданную нами до мельчайших деталей обстановку того времени, не только увидел, но и прочувствовал, как работали, во что одевались, как ели и на чём спали люди сто лет назад. Именно для этого нам и потребовался Фёдор Васильевич Гуров.


КЕКИН И ФАНДОРИН


…По широкой парадной лест-нице, которая ведёт на второй этаж, через небольшой вестибюль мы попадаем в приёмный зал. По неизменной с той поры традиции стены государственного учреждения украшают портреты царствующих особ, герб Романово-Борисоглебска.


Здесь за конторским столом можно заполнить бланки, написать прошения и подать их кассиру через окно с задвижными деревянными ставнями.


Далее, в операционном зале, куда доступ клиентам в своё время был закрыт, мы знакомимся, как выглядели сто лет назад паспорта и какие ассигнации хранились в бумажниках тогдашних купцов. Хранители экспозиции непременно обратят ваше внимание на то, что дверь в сейфовую комнату была выполнена в Москве на Сущевском заводе (о том и надпись на двери сохранилась), а вот замки предпочитали английской и немецкой работы.


Не оставляет чувство, будто работники банка на минутку покинули зал, но вот-вот откроются двери «только для служащихъ», и сотрудники в зелёных двубортных форменных сюртуках займут свои места и продолжат работу, поскрипывая чернильными перьями, хотя и печатные машинки «Ундервудъ» уже можно видеть на некоторых столах. Внимательный посетитель в расписании дежурств банковских служащих сможет увидеть знакомое имя ещё одного вымышленного персонажа – некоего Эраста Петровича Фандорина. А почему бы и нет, коль есть упоминание у писателя Бориса Акунина о первоначальной службе юного Эраста в подобном учреждении?


– В архивах сохранились воспоминания о том, каким образом местные купцы могли делать вклады в банк. Это очень милая, почти домашняя история, – рассказывает Наталья Пискунова. – В половине третьего пополудни помощник управляющего банком Кекин (реальный персонаж, представитель младшей ветви знаменитых на всю Россию ростовских купцов Кекиных) со сторожем, на шее которого висел железный ящичек, а в руках было ружьё, выходили вдвоём на торговую площадь. Купцы по желанию, не отходя от своей лавки, могли отдать деньги на хранение, вложив купюры в ящик на шее сторожа.


«ЗАХОДИТЕК НАМ НА ОГОНЁК…»


«Квартировал» управляющий банком Фёдор Гуров с семейством здесь же, на одном этаже с банком, от парадной лестницы дверь направо. Через просторную переднюю можно проследовать в буфетную с сервированным для обеда столом. А после заглянуть в комнату хозяйки, гостиную, кабинет самого Гурова, полистать толстенные тома в библиотеке и, наконец, спустившись в подвал, ознакомиться с хозяйством дворника Кузьмича и приходящей кухарки Варвары.


Отсутствие табличек рядом с экспонатами, возможность потрогать всё, что интересно, руками; продуманная до мельчайших деталей и подробностей биография Фёдора Васильевича, его супруги Марии Константиновны, их детей, горничных Аглаи и Грушеньки, дворника Кузьмича и приходящей кухарки Варвары, обслуживающих быт хозяев… – всё это создает абсолютно непривычную для музея обстановку. Ты точно выпадаешь из реального времени и оказываешься в гостях у хороших знакомых Гуровых, живших… сто с лишним лет назад.


В передней на вешалке, в зависимости от времени года, на плечиках покоится либо шуба на лисьем меху, либо расшитое пальто Марии Константиновны для визитов. Обед в буфетной также ориентирован на календарь: в пост стол сервирован посудой скромной, даже с трещинками, без росписи – так называемым «бельём», на масляную неделю выставляется на показ дивной красоты коллекция маслёнок кузнецовского фарфора, на Пасху – и яйца красят, и куличи пекут.


Новоделов в «Доме на Новинской» нет. Все вещи – старинные, тонко и с любовью подобранные из фондов художественного музея специально для этой экспозиции, либо собранные страстными энтузиастами романовского «театра памяти» двумя Наталиями – Русановой и Пискуновой – в неисчислимых экспедициях по деревням и сёлам области. Здесь всё – от пузырька лавровишнёвых капель, которые принимала «от нервов» Мария Константиновна, её чулочков и парадных туалетов до посуды, мебели, картин… – подлинное. Хотя, по словам Натальи Пискуновой, атрибутировать мебель того времени бывает очень трудно, и вот по какой причине.


– Во второй половине XIX века возник настоящий антикварный бум. Поскольку рынок антиквариата был очень скуден, хозяева-ловкачи зачастую покупали одно старинное кресло и… распиливали его на множество фрагментов, а потом, заказав новый гарнитур, декорировали диван старинными подлокотниками, а стулья – ножками от распиленного кресла и так далее.


…С «Домом на Новинской» очень трудно расстаться. Ты настолько плотно погружаешься в патриархальную атмосферу провинциального быта, настолько принимаешь в себя историю жизни придуманной музейными сотрудниками семьи Гуровых, что невольно отказываешься верить в ирреальный характер происходящего. Несмотря на предупреждение о мифологизированном изложении событий, посетители зачастую начинают требовать продолжения истории! Это поистине удивительное чувство я испытала на себе, и хоть музеями меня ввиду специфики моей профессии до сего дня удивить было трудно, признаю – «Домъ на Новинской» просто уникален. В тандеме же с тремя интерактивными экспозициями, посвящёнными романовским достопримечательностям – гвоздю, овце и баранке, расположенными в одном здании с «Провинциальным банком» и «Квартирой управляющего банком», этот музей может и должен статьцентром притяжения, «гвоздём» территории туризма старинного русского города Романово-Борисоглебска.

Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе