«Я бы всеми силами внедрял грамотность»

Музыкант Алексей Кортнев избавился от ангелов в текстах своих песен

Алексей Кортнев: «Это вообще характерно для рок-поэзии — некоторая небрежность. Это делается специально немножко левой ногой, чтобы получился такой алмаз неограненный».

© РИА Новости. Александр Уткин

В нашей еженедельной рубрике «Слово и антислово» в рамках проекта «Русский язык» мы расспрашиваем известных людей о том, какие слова им нравятся, а какие вызывают отвращение. Сегодня наш собеседник – лидер группы «Несчастный случай Алексей Кортнев.

— Есть ли слова, которые вы бы могли назвать ключевыми для нашего общества?

— По-прежнему важными для меня, поскольку я воспитываю маленьких детей, остаются базовые понятия, такие как честность, любовь, мама, папа, дочь, сын, семья, правда — неправда, добрый — злой.

— Интересно, что вы сразу два слова называете, сразу антитезу: добрый — злой. Обычно называют только какой-то один полюс.

— Ну правильно, потому что приходится же объяснять какие-то базовые вещи на примерах и контрпримерах. Не познав одно, не придешь к другому.

— Не кажется ли вам, что многие из действительно важных слов сейчас обесценились? Например, слова «свобода» или «вера».

— Если вы обратили внимание, я их и не назвал, потому что ни о свободе, ни о вере я со своими маленькими детьми не говорю. Свободы у них предостаточно, поэтому они о ней не спрашивают. Вера в нашей семье не культивируется, поэтому тоже остается за скобками. Ну а что касается важности для общества, то слова «вера» и «свобода» сейчас стоят в том же ряду, что «Путин», «Жириновский», «Дума», «депутат», «патриарх». Это понятия одного рода. Они встали в ряд политических терминов.

— Существуют ли для вас антислова?

— Мне лично страшно не нравится слово «озвучить» вместо слова «огласить». Это меня ужасно бесит. И еще выводит из себя ударение «вклЮчим». Я с этим борюсь по мере сил. По крайней мере в нашей группе мы с «включиванием» ведем непримиримую борьбу: исправляем каждый раз.

— Удается исправить? Или все втуне гибнет?

— Удается, кстати. Да, и еще «одевать-надевать», конечно.

— А вам не кажется, что существует некий пул ошибок, про которые все говорят и на которые все указывают, но при этом за скобками остается еще куча ошибок, но на них никто не обращает внимания?

— Совершенно верно, просто это то, что чаще всего слышишь. Это слова из обыденного обихода. Я уж не говорю о слове «ржАветь». C именно с таким ударением. В остальном речью своих собеседников я доволен. В моем окружении — хорошо образованные, начитанные люди, они говорят изысканно, и вокабуляр их богат.

Все вдруг решили блеснуть знаниями пунктуации и теперь ставят запятые где ни попадя

— Кстати, об окружении. А по каким словам, оборотам или, может, ошибкам вы можете определить, что перед вами человек не из вашего круга?

— Вы понимаете, в чем дело – мы сейчас живем в пространстве, настолько пронизанном потоками информации, что все говорят примерно одинаково. Я имею в виду тех, для кого русский язык — родной. Не могу сказать, что есть какие-то маркеры, не сталкивался.

— На какие ошибки особенно обращаете внимание? Помимо «вклЮчит». Не только в устной речи, но и на письме.

— На письме в последнее время со страшной силой расплодились запятые. Все вдруг решили блеснуть знаниями пунктуации и теперь ставят запятые где ни попадя. Особенно это бросается в глаза в туалетах. Вот это: «Просьба – запятая – использованную бумагу не бросать в унитаз». Не могу сказать, что это меня бесит — это веселит. Обидно и жалко встречать ошибки в газетах и журналах: это вызывает ощущение, что все как-то небрежно, нетщательно делается. С другой стороны, столько сейчас этих газет и журналов, что просто корректурой там никто не занимается, потому что некогда и нет денег.

— Известно, что у журналистов есть свои штампы, и довольно много. Какие-нибудь «будем надеяться», «покажет время», «наши четвероногие друзья» и так далее. У вас как у автора песен есть свои стихотворные штампы?

— Конечно, есть. У каждого поэта есть свои любимые приемы, метафоры. Вот Андрей Макаревич, например, один из моих любимых авторов. У него обязательно что есть? Лодка, весла, река, мосты, ну а дальше — день, ночь, час, миг (это, кстати, у всех есть).

— А у вас что?

— У меня раньше было увлечение ангелами, я их засовывал в каждую песню. Это очень удобный образ, за ним сразу встает картина. Но в последнее время мне удалось это изжить.

— Вы используете в песнях ошибки как прием?

— Да, я иногда сознательно недошлифовываю текст, а оставляю такие заусенцы. Во-первых, такие моменты сразу запоминаются, обращают на себя внимание. Во-вторых, это вообще характерно для рок-поэзии — некоторая небрежность. Я даже не хочу называть это ошибками. Это делается специально немножко левой ногой, чтобы получился такой алмаз неограненный. Вот у меня есть строчка: «Если можно соврать, чтоб беды избежать, сразу ври». Там очевидно нужно по-другому: «То соври» (если — то). Я знаю, что так правильно, но «сразу ври» звучит забавно и неожиданно.

— Вы сочиняли в свое время рекламные слоганы. Поэзия и рекламные тексты помогают как-то друг другу?

— Да, конечно. Потому что текст для рекламы должен быть максимально эффектным и содержательным. Это очень тренирует мозги и помогает потом какую-то яркую фразу для песни придумать.

«Попробуй скорость на вкус», «Ощути прикосновение дня» — это какие-то обмылки вместо лозунгов

— Вы сейчас обращаете внимание на рекламные тексты, оцениваете?

— К сожалению, поскольку рекламы много, она все время повторяется и изошла на такие банальности… «Попробуй скорость на вкус», «Ощути прикосновение дня» — это какие-то обмылки вместо лозунгов. Но этим весь мир болеет: уж очень много товаров приходится рекламировать.

— У вас есть любимые и нелюбимые рифмы?

— Я испытываю некоторую неприязнь к глагольным рифмам или прилагательным: красный – опасный, гнать – держать. И если уж прибегаю к такой рифме, то стараюсь, чтобы максимально совпадало звучание согласных, чтобы было точно и звонко.

— Рифму «любовь-морковь» вы ни за что в жизни не употребите?

— Да не знаю. Опять же если это будет оправданно, почему нет? Иронично, например. Но пока не приходилось, правда.

— Что бы вы изъяли из русского языка, если бы была такая возможность? Вот депутаты хотят заимствованные слова изъять.

— Я, кстати, не могу сказать, что это совсем идиотская идея (что часто характерно для наших депутатов). Но все изъять всё равно не удастся. Потому что встанет вопрос: до какого культурного слоя копать? Если до девяностых-двухтысячных годов, то, наверное, можно что-то сделать. Правда, непонятно, как заменить слова «твиттер» или «айфон». Думаю, народ с негодованием отвергнет эту идею. А вообще мне нравится в русском языке то, что от одного слова сразу же может образоваться десяток новых. Пусть плодятся и размножаются! Вот что бы я сделал — я бы всеми силами внедрял грамотность. Хотя с отмиранием письменной речи и грамотность будет деформироваться, и куда будет двигаться развитие языка, непонятно.

Ксения Туркова

Московские новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе