Владимир в гостях у рыбинцев

В Рыбинском музее­-заповеднике открылась выставка «Искусство земли Владимирской». Соседняя область предстает как даровитая рукодельница и большая поклонница жизнерадостного творчества.

Опыт обменных выставок почему-­то нечасто встречается в общении между музеями. И это как раз такой редкий случай, когда в рыбинском музейном зале представлена небольшая часть коллекции Владимиро-­Суздальского музея-­заповедника ­ 134 экспоната. Это живописные полотна отцов­-основателей знаменитой владимирской пейзажной школы и произведения декоративно­-прикладного искусства: вышивка, изделия из стекла, мельхиора, мстерская лаковая миниатюра.

Такой большой выставки другого музея у нас я не помню, ­ отметил заместитель директора рыбинского музея-­заповедника Сергей Овсянников.


С глубокой древности славилась Владимирская земля своими талантами и художественными промыслами, ­ сказала куратор выставки из Владимира Марина Перевезенцева. ­ И одно из самых прославленных ремесел ­ изделия из стекла из Гусь­-Хрустального.


К сожалению, их представлено на выставке совсем немного, но они поражают своим изяществом и изощренностью формы. Визитной карточкой куратор назвала «Петуха» в красном бархатном оперении работу Владимира Муратова. От мастера потребовалась особая виртуозность, потому что работать со стеклом можно, только пока оно горячее. В другой работе ­ «Ночь на Ивана­-Купалу» ­ художник­-стеклодув воплотил образ нераскрывшегося бутона папоротника, темного и таинственного, даже свет будто не отражается от его граней, а, напротив, тонет в недрах этого особенного цветка.

Одно время завод в Гусь-­Хрустальном, основанный еще при Екатерине II во второй половине 18 века, был на грани закрытия, но, по словам Марины Перевезенцевой, сейчас с приходом нового губернатора он обрел новую жизнь и продолжает выпускать свою удивительную продукцию.


Сквозь века пронесли мастера и другой широко известный промысел ­ лаковые миниатюры из Мстеры. Современная династия Молодкиных, а это отец и три сына, возрождают древние традиции письма, уходящие корнями в иконопись. Интересна серия панно, представляющих города Владимиро-­Суздальской Руси, в том числе и Ярославль, со всеми их обитателями и достопримечательностями. На фоне белокаменных храмов женщины белят лен, кузнецы куют мечи, лодочники перевозят по реке кадки с яблоками, а из непроходимых муромских лесов за занятными бытовыми сценками наблюдают медведи и тетерева. Некоторые шкатулочки, представленные в витринах, величиной всего-­то со спичечный коробок. Но и сюда мстерские мастера умудрились усадить трех девиц под окном, у которых даже сарафаны и прялки выписаны в таких подробностях, что, кажется, кисть для этого должна быть толщиной в один волос. Примечательно, что в отличие от Палеха здесь практически нет черного фона. А сюжет, природа, княжеские палаты, обрамляются золотым орнаментом.


Полируют лаковую поверхность шкатулки зубом волка или медведя, считается, что после этого она уже никогда не потеряет своего блеска, ­ поделилась тонкостями древнего искусства гостья из Владимира.

Но, безусловно, первое, что бросается в глаза при посещении экспозиции ­ крупноформатные, горящие открытыми красками картины: лазурь, изумруд, гранат, все оттенки золотого… Написаны они основоположниками владимирской живописной школы Кимом Бритовым, Владимиром Юкиным и Валерием Кокуриным еще в 1960-­80­х годах. Они и сейчас радуют глаз своим звонким мажорным колоритом, где­-то усиленным фактурным «гобеленовым» мазком, а сорок-­пятьдесят лет назад и вовсе картины, далекие от принципов соцреализма, производили эффект взрыва в мире живописи. Сейчас картины владимирских живописцев есть во многих музеях по всему миру как частных, так и государственных. Александр Григорьев, председатель рыбинского отделения Союза художников России, посетивший выставку, отметил:


Одной из самых излюбленных книжек у нас в училище была книга, посвященная владимирским мастерам. Она вся была залита солнечными красками, и я на ней учился, потому что вживую видел эти произведения не так часто. А здесь они у нас дома. Я думаю, что для всех, кто сопереживает живописи, особенно для молодых художников, посещение этой выставки просто необходимо.
Рыбинские известия
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе