Вечное и настоящее

Ожившая классика?.. Она и не умирала, просто впала в летаргию благодаря не слишком глубоким постановкам и, как следствие, упрямому предубеждению: пройдено еще в школе, скучно, неинтересно, пыльно
Михаил Абрамович Салес приехал в Рыбинск около полутора лет назад. Стал главным режиссером драмтеатра. До этого несколько лет театр работал с приглашенными режиссерами, не имея главрежа. И вот, кажется, период безвременья и межсезонья кончился. Запахло стабильностью и новыми достижениями. А ведь в небольшом провинциальном городе театр, причем единственный, - один из нервных узлов духовной и культурной жизни.  Поэтому театральный же вопрос - быть или не быть? - волнует практически всех рыбинцев. Но спокойно: театр в Рыбинске есть. И, надо надеяться, будет.
   Пьеса поставлена и не старомодно, и не суперсовременно (не говорите только, что новаторство - всегда достоинство!). Найдена гармония, найдено взаимопонимание между автором века 19-го и режиссером века 21-го. Между режиссером - и актерами. Потому при просмотре не возникает ни малейшего ощущения неестественности или фальши.
 Начало: на сцене появляется Гоголь собственной персоной.  Молча проходит вдоль рампы, внимательно оглядывает зал+ Ну, а дальше!.. Действие обрушивается сразу, лавинообразно. Кипучий город, рыночная площадь с лавками и трактирами, - торговля, сплетни, тары-бары+ Вообще, суета - это один из основных персонажей пьесы. Она передана изумительно. И темп задан хороший, он еще подогревается музыкой - разухабистой и частенько издевательской. Впрочем, разной. Например, "тема Хлестакова" - почти "Умирающий лебедь": там, где он изображает натуру тонкую, ранимую, неправедно гонимую злым трактирщиком+ Пародия, конечно+ Звуковой и музыкальный ряд выстроен тщательно и удачно. Неоднократно в течение спектакля раздается  реальный гром среди ясного неба - в ключевых моментах: К НАМ ЕДЕТ РЕВИЗОР!.. Мене, текел, фарес+ Панически крестятся бедные чиновники. Ох, не раз еще им придется креститься, по-мужицки, по-русски+
  Буквально через пять-десять минут просмотра к зрителю возвращается понимание того, что "Ревизор" - действительно, КОМЕДИЯ, что это прежде всего очень смешно. Нет надобности пересказывать спектакль, я выделю некоторые, на мой взгляд, самые яркие места.
  Как убедителен почтмейстер (кстати, загримированный под Пушкина, отчего в хлестаковском хвастовстве "с Пушкиным на дружеской ноге" усиливается комический эффект): ведь и правда, до чего же увлекательно чтение чужих писем!.. "Верю!"..
  Две истерички, мать и дочь, Анна Андреевна и Марья Антоновна, по умственному развитию - вполне ровесницы, стиль общения - совершенно базарный+
  Бобчинский и Добчинский, похожие на двух пронырливых, злобных собачонок, облаивающие всех, да хвосты-то поджимающие+ "Ай моська! знать, она сильна+".
  Земляника в женском костюме, под вуалью, - для конспирации: правдолюбец, но как бы чего не вышло!.. - вдохновенно доносящий на прочих+(Нельзя не отметить, как хорош в этой роли Юрий Сорокин).
  Чиновники, закатившие убойный обед для Хлестакова, стоя в ряд, синхронно качаются - частью от опьянения, частью из угодливости+ После, когда все раскроется, они, собираясь бить "виноватых" Бобчинского с Добчинским, снимут сюртуки и мундиры+ под которыми обнаружатся вполне уголовные тельняшки!
  Разумеется, главный герой, Хлестаков (Сергей Шарагин).  Инфантильный до невозможности, хитрый, испорченный, избалованный мальчишка с комплексом неполноценности и голосом, постоянно срывающимся на фальцет. Бешеное тщеславие - движущая сила всего его поведения. А голубая мечта проста - вот: "Преданность и уважение, уважение и преданность!"+
    Порою все происходящее напоминает сложный, но отлично слаженный балет, поскольку пластика актеров, занятых в спектакле, решена хореографически. Танцев хватает и в чистом виде, и они всякий раз к месту.
 Вместе с растущим к кульминации напряжением веселье как-то сходит на нет, вернее,  оно видоизменяется. Количество смеха переходит в качество слез! И уж совсем печальна сцена с обманутой Марьей Антоновной, гордо, но чересчур поспешно надевшей подвенечное платье+
  Знаменитая немая сцена -  вот вам целый музей восковых персон мадам Тюссо. Среди застывших фигур снова проходит Гоголь+

  Задача настоящего режиссера - добиться от актера всего, на что тот способен, и так, как это нужно режиссеру. По максимуму раскрыть каждого. Да, "Ревизор" - авторский спектакль, как бывает авторское кино. Но именно режиссер сделал в этом спектакле актерский ансамбль. И спектакль получился ярким, эффектным, профессиональным.
   А  что же зрители?.. В зале было много молодежи. Ребята смотрели, очевидно, сперва потому, что их сюда привели преподаватели. Потом - потому, что сами завелись и заинтересовались. Как они реагировали, как громко шептались, как аплодировали в конце!.. Зал (не только молодежь) встал и долго не отпускал актеров, не жалея ладоней, благодаря изо всех сил.
  Чуть ли не единственный "новаторский" штрих - это песня Игоря Талькова "Россия", звучащая в заключение постановки. Спорный, пожалуй, штрих. Россия: образ в развитии+ А песня, которая лично мне чужда  "газетным" текстом, не лжет в интонациях, в музыке, в исполнении. И она, как ни странно, все-таки "ложится" на финал спектакля.
  Да, все это - Россия+
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе