В поисках града Китежа

Сколько себя помню как журналиста - всегда пишу о Мологе, об этом сказочном крае, ушедшем под воду по воле советского правительства. Но вот что интересно: сколько бы ни писали о затопленной Мологе и землячестве мологжан, сколько бы ни спорили на предмет необходимости создания Рыбинского водохранилища, сколько бы люди ни пытались увековечить эту сказку, тайна Мологи с каждым годом становится все менее востребованной. Красивые воспоминания и шикарные проекты тают так же изящно, как красавица Снегурочка от лучей любимого всеми солнца…  

УТРАЧЕННЫЕ ИЛЛЮЗИИ

В середине августа мологжане собираются на свои традиционные земляческие встречи. Лет двадцать назад они проходили шумно и ярко. Мологжан было намного больше, и они были моложе. Кризисы тогда еще не так вымотали людей. Собирались мологжане в кафе и в скверах, общались, обменивались новостями, составляли проекты на будущее. Именно благодаря их энтузиазму в 1995 году был в Рыбинске торжественно открыт музей затопленного города Мологи. Практически все экспонаты были собраны руками мологжан. Они бесплатно отдавали музею свои вещи, многие из которых представляли настоящие антикварные ценности. Люди верили, что когда-нибудь будет на государственном уровне оценен их подвиг - подвиг отказа от родины, от насиженных мест, от могил предков, намоленных храмов и монастырей. Они во имя государственных интересов покинули родные места, богатейшие пашни, пойменные луга, поля и леса.

Когда была советская власть, печалиться о потерянном крае было не принято, как не принято было критиковать советские прожекты, ведь советское правительство как бы никогда не ошибалось! Когда началась перестройка, мологжане как-то сами собой стали объединяться в землячество. И это было уникальное, не имеющее аналогов объединение - объединение людей, лишенных родины. Да еще какой родины! Возглавил все это сотрудник Рыбинского историко-художественного музея Николай Алексеев. Он провел такую громадную научную работу по истории Мологского края, что бывалые ученые диву давались. Николай Макарович нашел и фактически привез в Рыбинск потомков мологских дворян, составил их родословные, описал их исторический вклад в судьбу России…

Но потом все стало как-то странно затихать. Мологжане старели и умирали, их голоса протеста перестали быть такими же бойкими, как в начале

90-х прошлого века. А когда в 2007 году умер в расцвете сил директор и основатель музея Мологи Николай Алексеев, энтузиазм мологжан и вовсе пошел на убыль. Потомки дворян-мологжан и мологжане тянулись именно к Николаю Макаровичу, и другого человека они воспринимать так тепло, увы, все равно не будут!

Но самое главное то, что государственные обещания поддержки мологских проектов так и остались обещаниями. А ведь силами только землячества мологжан Мологу не увековечить. Берега водохранилища не благоустроить без государственных программ и государственного водохранилища, национальный парк не создать.

ПУТЕШЕСТВИЕ К МОЛОГСКИМ ОСТРОВАМ

В августе в Рыбинск приехал главный редактор столичного журнала «Автопилот» Дмитрий Гронский с целью организовать экспедицию по местам былой славы Мологи, найти на водохранилище что-либо связанное с затопленным городом, а на суше - как можно ближе подойти к тем местам, где затопленная зона соприкасается с водой, и попытаться найти хоть какую-то реликвию.

В первый день решили поплавать по Рыбинскому водохранилищу. Общество мологжан раньше всегда так делало. Много лет подряд мологжане нанимали судно и плавали по морю, по той его части, под которой находится древний город. Они кидали в море венки памяти.

Пожилой мологжанин Геннадий Иванович Корсаков рассказал нам, что в 1995 - 1996 годах уровень водохранилища к осени опускался настолько, что у берегов были видны останки затопленного города: фундамент Богоявленского собора, кладбище, груды строительного красного кирпича… Но для людей зачастую ничего не свято! Вскоре до мологжан дошли слухи, что кладбище грабят, памятники и ограды снимают и увозят… Николай Макарович Алексеев попросил командира одной воинской части прислать солдат и закопать оставшиеся памятники. Чтобы кладбище больше не подвергалось осквернению. Так и сделали.

В этом году мологжане уже не смогли организовать водную прогулку на Мологу. Дорогое это стало удовольствие. Да и здоровье у многих уже не то, что двадцать лет назад… Но как мне свозить на мологские места московского журналиста? Ведь арендовать катер слишком для нас дорого. Помощь неожиданно пришла от депутата муниципального совета Рыбинского района Павла Жемерова. Павел Адольфович, оказывается, в молодости работал матросом на техническом судне «Путейский», сохранил дружеские отношения с командой и попросил своего друга, капитана «Путейского» Сергея Воробьева, взять нас на борт. Тем более сам он тоже давно собирался побывать на месте затопленной жемчужины Поволжья.

- В 1995 году, когда я был еще простым матросом на «Путейском», - рассказывает Дмитрию Павел Жемеров, - один знакомый попросил капитана взять на борт двух англичанок. Они снимали учебный фильм о Волге для уроков географии. Они с таким удивлением рассматривали судно, ведь по их меркам это судно давно и безнадежно отстало от технического прогресса. Но зато им очень понравилась команда.

Да уж, что не говори, а на «Путейском» настоящие джентльмены! Чего стоит один только механик Виктор Хренов - знаток истории здешних мест!.. Капитан Сергей Николаевич рассказал, что по местам, где под водой находится затопленный город, они плавают часто. Вся команда изучила их.

Проплывают мимо в дымке острова, бывшие когда-то торговым городом Мологой и его окрестностями. Павел Жемеров говорит:

- Мологжане живут не только в Рыбинске, но и в районе. Они много рассказывают о своем богатом крае. Ведь сколько лет прошло, а память о малой родине все равно жива! К сожалению, на местном и федеральном уровнях делается недостаточно, чтобы сохранить берега водохранилища как национальный парк. И район недостаточно развивается в туристическом направлении. Можно было бы больше развивать туризм, строить базы отдыха для охоты и рыбной ловли, привлекая инвесторов брэндом затопленного города Мологи. Сказание о затопленном граде Китеже могло бы стать уникальным пиар-ходом, той изюминкой, которая привлекала бы сюда инвесторов.

Могло бы! Да до сих пор не стало.

ДОРОГА К МОРЮ

Как не стали рассказы о Мологе пиаром для развития территории двух других соприкасающихся с Мологой муниципальных территорий - Некоузского и Брейтовского районов. В этом мы убедились, отправившись на следующий день в сухопутное путешествие по берегам Рыбинского водохранилища. Дмитрий Гронский поставил перед собой задачу подойти к труднодоступным берегам рукотворного моря и поискать какую-нибудь выброшенную на берег реликвию…

И вот мы переправились на пароме через Волгу в Мышкин и несемся на машине через Некоуз к Брейтову. Наш проводник Геннадий Иванович Корсаков после Лацкого просит ехать помедленнее. Ведь скоро знаменитое село Веретея. А вот и верная примета Веретеи - подвергшийся разрушению, но все еще красивый Ильинский храм.

- Это было очень богатое село, - рассказывает Геннадий Иванович. - Храм вмещал до 6000 человек, как собор. Ведь в округе было двадцать богатых деревень.

За храмом должна быть дорога к морю. Дмитрий выискал в интернете, что там проходил когда-то старый петербургский тракт, и, проехав по нему, мы можем добраться до берега моря. Мы едем. Еле видны остатки древней дороги. Дорога становится все хуже и хуже. Но мы упорно движемся вперед. У Димы редакционный джип Lexus Gx470 - одна из самых дорогих и угоняемых в стране машин, и кажется, что он создан специально для некоузского и брейтовского бездорожья… Но ехать все труднее. Хотя навигатор и показывает, что море в полукилометре, мы понимаем, что до него не доберемся. И мы поворачиваем назад.

Следующую возможность доехать до моря Геннадий Иванович показывает у деревни Остроги. Повернув к морю, мы выбираем на развилке самую хорошую дорогу, но, увы, доезжаем только до разрушенной фермы. Поворачиваем и спрашиваем местного жителя. Тот показывает нам как раз самую плохую дорогу, она, говорит, так и называется - «дорога к морю». Едем по ней. Перед нами на колдобинах застряла «Газель». Но наш джип их мужественно преодолевает. И все же до моря мы не можем добраться. Впереди дорогу перекрывают заросли. Пешком можно, но опасно, не зная особенностей дороги. Да и машину страшно оставлять. И мы снова поворачиваем назад.

А все эти места могли бы действительно стать национальным парком! Ведь такая красота! А главное, не такой уж большой километраж для прокладки новых дорог. Но для этого нужно работать с инвесторами, подавать им наши «жемчужины» как подобает. Но зачем все это властям? Их ведь и так неплохо кормят.

Мы сделали еще несколько попыток. Но к морю нам удалось подъехать только в Брейтове. Там все просто. На берегу стоит часовня святителя Николая Чудотворца, воздвигнутая в 2002 году в память затопленных святынь Мологского края. Очень красивое место! И мы рассыпаемся по берегу. И - о радость! - поиски Дмитрия наконец увенчиваются победой. В отдалении на берегу он находит аксеновский изразец. В музее Мологи в Рыбинске нам рассказали, что в 1995 - 1996 годах, когда уровень водохранилища был наиболее низок, таких изразцов находили много по берегам. Ими были выложены печи богатых мологских домов, храмов и монастырей.

Может, конечно, это изразец брейтовского происхождения и оказался на берегу совсем по другим причинам. Но нам хочется верить в его мологскую судьбу, как в красивую сказку о национальном парке памяти Мологи. Которой, по-видимому, никогда уже не стать былью.

Золотое кольцо


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе