9 июня 2023 года в Нижегородской областной универсальной научной библиотеке имени В.И.Ленина состоялось открытие выставочного проекта Международного Центра Рерихов «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее», который посвящен 120-летию путешествия Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов по древнерусским городам.
Соорганизаторы проекта: Московское отделение Международного Центра Рерихов, Советский Фонд Мира, Международный Комитет по сохранению наследия Рерихов, Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н.Рериха, региональные рериховские организации.
Среди приглашенных были представители Нижегородской областной администрации, директор Нижегородского художественного училища, народный художник, академик Российской академии художеств Алексей Николаевич Гущин, директор Музея Нижегородского университета имени Лобачевского Наталья Борисовна Кузнецова и другие представители культурной общественности города.
Имя Николая Константиновича Рериха (1874–1947), всемирно известного русского художника, философа, путешественника, ученого и общественного деятеля, стало символом мира, культуры и созидания. В Москве благодаря его младшему сыну Святославу Николаевичу Рериху создан Международный Центр Рерихов и общественный Музей имени Н.К.Рериха в целях изучения, сохранения и популяризации культурного наследия этой великой семьи. Вклад Рерихов в отечественную и мировую культуру имеет всеобъемлющее значение.
Летом 1903 года Николай Константинович, занимая должность секретаря Императорского общества поощрения художеств, вместе с женой Еленой Ивановной начал двухлетнюю экспедицию по Руси. Рерихи посетили более 40 городов, связанных с русской историей: Ярославль, Кострому, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польский, Ростов Великий, Смоленск, Изборск, Псков и другие.
По поручению Императорского общества поощрения художеств Н.К.Рерих создал целую коллекцию эскизов и этюдов русской старины. Он изучал древнерусскую архитектуру различных эпох и школ, исследовал старинную живопись, фрески, иконы, предметы прикладного искусства, собирал народные сказания.
Е.И.Рерих, участвуя в экспедиции, выполняла обязанности фотографа. Н.К.Рерих писал: «Большое это было хождение по разным историческим местам. Всюду писались этюды – Елена Ивановна всюду снимала фотографии. Часть ее снимков вошла и в “Историю искусства” Грабаря, и в другие труды, посвященные памятникам старины». В прекрасном и глубоком образе выявил Рерих сущность России «Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша – полный, целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила. Русь верит и ждет».
Большая живописная серия, созданная Н.К.Рерихом, насчитывает около 90 архитектурных этюдов. В них широко показано многообразие и богатство древнерусского зодчества. «Пантеоном нашей былой славы» назвал эти картины искусствовед Сергей Эрнст. В Нижнем Новгороде Николай Константинович создал четыре картины, посвященные местному Кремлю.
«Художник Н.К.Рерих, прекрасно знакомый с русской археологией, в течение минувшего лета объездил все места севера и запада России, в которых сохранились археологические памятники. Широкими, смелыми мазками художник запечатлел на холсте старинные стены и боевые башни, некогда охранявшие города и монастыри от неприятелей, виды церквей и монастырей, двери, ворота, колокольни и проч. Произведения художника Н.К.Рериха наглядно знакомят зрителя с современным состоянием знаменитого Костромского Ипатьевского монастыря, с громадными стенами и величественными башнями кремля Нижнего Новгорода и характерными деталями росписи в старинном храме св[ятого] Иоанна Предтечи в городе Ярославле», – сообщал своим читателям «Петербургский листок» № 359 от 1903. 31 декабря/1904. 13 января.
Путешествие «по старине» послужило началом широкой общественной деятельности Рерихов в защиту культуры. «Тогда же впервые оформилась мысль о нужности особого охранения сокровищ народных. Доклад в обществе архитекторов-художников. Сочувствие» – писал Н.К.Рерих.
Спустя несколько десятилетий, 15 апреля 1935 года, в Вашингтоне был подписан Договор об охране культурного достояния человечества – Пакт Рериха, который стал первым международным договором в защиту культурных ценностей.
Открытие проекта «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» в Нижнем Новгороде приветствовали руководитель Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области Григорий Викторович Меламед, заместитель директора по научной и библиотечной работе Ольга Николаевна Лисятникова, Вице-президент Международного Центра Рерихов Наталья Николаевна Черкашина, председатель Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха Эльвира Петровна Чистякова.
Затем посетители выставки «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» совершили экскурсию по Нижегородской областной универсальной научной библиотеке имени В.И.Ленина, которую провела заместитель директора по информационно-массовой работе, начальник, заведующая отделом организации библиотечного обслуживания Наталья Васильевна Захарченко. С Центром реставрации книг участников программы познакомила сотрудник библиотеки Наталья Александровна Спицина.
Присутствующие на выставке с большим интересом и одобрением встретили выступление ансамбля народной песни «Околица» Каменского дома народного творчества (село Каменки Богородского района Нижегородской области, руководитель – Алена Кожевникова).
Экскурсию по выставке «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» провел сотрудник Международного Центра Рерихов, председатель Ярославского Рериховского общества «Орион» Сергей Владимирович Скородумов. Он подчеркнул, что все труды семьи Рерихов были посвящены Родине и неразрывно связаны с именем преподобного Сергия Радонежского. Рерихи считали этого святого своим Учителем, многогранно отразили его образ и идеи в своем творчестве. Академик Людмила Васильевна Шапошникова (1926–2015), доверенное лицо Святослава Николаевича Рериха, один из основателей и первый генеральный директор общественного Музея имени Н.К.Рериха в своей книге «Мастер» рассматривает путешествие Н.К.Рериха по Руси во взаимосвязи с образом Преподобного Сергия Радонежского: «Города, в которых он [Н.К.Рерих] побывал в 1903 и 1904 годах, также имели отношение к строительным моментам. … Строительные моменты были связаны всегда со строителями. Сергий Радонежский был одним из них. Существовала некая странная, не всегда поддающаяся определению связь между ними. Некая, я бы сказала, похожесть. Та похожесть, которая нередко объединяет учителя и ученика… Оба они, инок и художник, считали, что культурное строительство является главным в любом строительстве, что первое – основа всему … Казалось, Сергий и его жизнь предопределили и выбор маршрута путешествия по старинным русским городам».
После торжественного открытия выставки состоялся Круглый стол на тему «Охрана культуры – дело всенародное», который начался с просмотра видеодвыступления академика Людмилы Васильевны Шапошниковой «Культура и цивилизация». https://youtu.be/tIAAj52LN5M
Затем с докладом «Значение народного ополчения Минина и Пожарского 1612 года для России» выступила кандидат исторических наук Ольга Александровна Губка.
Вице-президент Международного Центра Рерихов, директор общественного Музея имени Н.К.Рериха Н.Н.Черкашина рассказала присутствующим о Музее. Свой рассказа она сопроводила презентацией. Зрители увидели залы общественного Музея имени Н.К.Рериха, ставшего уникальным культурным центром мирового значения, экспозиция которого была разрушена в 2017 году.
Председатель Немецкого Рериховского общества Галина Константиновна Шнайдер представила видеосообщение «Пакт Рериха и Знамя Мира».
Член Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха Татьяна Сергеевна Купава (Алушта, Республика Крым) выступила перед присутствующими с темой «Знамя Мира – Красный Крест Культуры».
Сотрудник Международного Центра Рерихов, председатель Ярославского Рериховского общества «Орион» С.В.Скородумов представил композицию «По cтарине», посвященную путешествию семьи Рерихов по Руси.
В его выступлении прозвучали стихи поэта из Твери Татьяны Чечиной, посвященные красоте старины и необходимости ее сохранения:
Под небом столетий досталось
Прожить, устоять старине –
Сегодня немного осталось
По чьей-то беде. И вине.
Восторгом полна и печальна,
магнитна, приветна и ждёт,
и прячется тихая тайна,
Во глубь ускользая, влечёт.
Для всех благодать отдавая,
Презрев вековечный запрет,
стоит Старина, излучая
Нездешний чарующий свет.
Взывая ко всем поколеньям,
Величественна и проста,
По древним чудесным ступеням
Восходит сама Красота.
Председатель Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха Эльвира Петровна Чистякова выступила с докладом «Рерих и Горький».
В завершение Круглого стола зрители посмотрели видеокомпозицию «Поэзия Старины» на стихи поэта Ольги Слеповой https://youtu.be/x_U0xvyS-HY (Пензенская область, г. Заречный).
Затем посетители выставки «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» совершили экскурсию по Нижегородской областной универсальной научной библиотеке имени В.И.Ленина, которую провела заместитель директора по информационно-массовой работе, начальник, заведующая отделом организации библиотечного обслуживания Наталья Васильевна Захарченко. С Центром реставрации книг участников программы познакомила сотрудник библиотеки Наталья Александровна Спицина.
В рамках культурной программы участники проекта «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» побывали в Нижегородском государственном художественном музее на Верхневолжской набережной, где увидели грандиозное полотно Константина Маковского «Воззвание Минина» («Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям»), написанное в 1896 году. Это произведение искусства является самой крупной в России станковой исторической картиной. В основу сюжета этого произведения легли события, происходившие во времена Смуты. Купец Кузьма Минин произносит речь на нижнепосадской площади Нижнего Новгорода. Он обращается к народу с предложением сделать пожертвование для создания ополчения, которое было призвано защищать и освобождать Родину от врагов. Речь купца находит отклик в сердцах всего населения города.
Участники программы побывали в корпусе Нижегородского художественного музея в Кремле, где увидели серию полотен Н.К.Рериха «Майтрейя». Картины этой серии были переданы советскому правительству во время кратковременного пребывания Рерихов в Москве летом 1926 года. Впоследствии полотна оказались у А.М.Горького и по его завещанию были переданы в Художественный музей города Горького, который впоследствии переименовали в Нижний Новгород.
Участники программы приняли участие в экскурсии по Нижегородскому кремлю и посетили могилу Минина. Они осмотрели башни Кремля, в том числе те, которые запечатлены на картинах Н.К.Рериха 1903 года.
Затем состоялось знакомство с Каменским домом народного творчества, где участники программы увидели выставку Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха «Окно в невидимый мир», на которой представлены фотографии растений, выполненные с помощью эффекта Кирлиан, и познакомились с детскими рисунками студии «Радуга» (руководитель Э.П. Чистякова).
Незабываемым впечатлением стала для участников программы поездка в Дивеево, где они посетили Серафиимо-Дивеевский монастырь.
После экспонирования выставки «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» в Нижнем Новгороде она продолжит свой маршрут по городам, которые Рерихи посетили в 1903-1904 годах.
Предлагаем вашему вниманию фоторепортаж об открытии выставки и культурной программе проекта «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» в Нижнем Новгороде.