Тупики тупости

В Рунете недавно появилась странноватая новость про роботов, которых зачем-то учили обманывать друг друга. Оказываясь у кормушки, эти непомерно развитые роботы учились не сигнализировать лампочкой о том, что нашли пищу, - дабы (конечно же) самим больше досталось. Суть этой новости (а вернее, старости), ее, так сказать, цимес состоял в том, что часть роботов (примерно 10%) так никогда и не смогла освоить искусство лжи и осталась "альтруистами", то есть аутсайдерами технического прогресса. 

Еще более занятный эксперимент с "роботами" (точнее, с электронными модельками, живущими "внутри" программы, но суть от этого не меняется) был проведен несколько десятилетий назад. Заключался он в том, что "электронных человечков" наделили возможностью просчитывать намерения других. Эти "рефлексии" могли быть разного порядка. Более развитые "особи" могли также знать, что и их в свою очередь "просчитывают", то есть внутри их сознания содержался уже как бы не только образ соперника-соплеменника, но и образ самого себя в голове этого другого существа, и так далее. Чтобы отвлечься от дурной бесконечности, сразу скажем, что число этих "итераций" было, конечно, ограничено. А вообще это вроде как в песенке "я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она, чтоб посмотреть, не оглянулся ли я..." 


Так вот, "рефлектирующие" роботы легко одерживали победу над своими более "ограниченными" собратьями (кажется, в таком же стандартном тесте на "поиск" еды и подачу сигнала "нашел - не нашел"; впрочем, это неважно). И "вдвойне рефлектирующие", то есть знающие о том, что собратья тоже их "просчитывают", тоже выигрывали при прочих равных. Но парадокс в том, что создания, которые воображали, что их "просчитывают", а на самом деле имели дело с тупыми и одномерными едоками, проигрывали!

Конечно, результаты этих простейших игр не стоит переносить на человеческое общество, но в момент чтения тех отчетов очень уж отчетливо вдруг показалось, что корень всех провалов "рефлектирующей интеллигенции" лежит где-то вот там. Мы зачастую переоцениваем соперника, пытаясь думать за него, а система на самом деле выигрывает просто в силу своей невообразимой и непредсказуемой тупости.

В очередной раз с этим странным парадоксом пришлось столкнуться этим летом. По поводу "игр" с введением ЕГЭ и ОПК сломано немало копий. Если предполагать, что за всем этим стоит хоть какой-то смысл, то можно воображать, например, что Министерство образования и науки поставило своей целью "оболванить" всех выпускников, превратить их в бездумных роботов, которыми государству легче управлять. Можно возмущаться тем, что, выстраивая заведомо безумную систему, при которой практически все бюджетные места в институтах захватывают бесчисленные льготники и взяточники, и объявляя при этом, что "идет борьба с коррупцией", министерство хочет просто обрушить привычную нам систему бесплатного образования, приучив всех вменяемых абитуриентов учиться за деньги (а потом "по просьбам возмущенных трудящихся" разогнать и халявщиков-бюджетников). Можно было предполагать, что внезапная показная покорность всех институтов и университетов страны (даже МГУ не стал отстаивать свои "особые права") - это такой особый сговор ректоров, решивших (наподобие бравого солдата Швейка) "выбить клин клином" - ценой одного поколения абитуриентов продемонстрировать безнадежное безумство новой системы и тем самым спалить идею на корню.

Но не тут-то было. Они же умные люди и должны все-таки понимать, что "ко всему подлец-человек привыкает". Система даже в таком уродливом виде месяц за месяцем становится все более привычной. Где-то подлатают, введут поправки. Рассеют огромные толпы абитуриентов там, где они ни к чему. Введут ограничения - и будет действовать, как будто "так и былО". Подавляющему количеству учителей и преподавателей, стенающих и пишущих воззвания, уже объяснили, что "отката назад не будет", хоть лоб о стенку разбей. Все окончательно и обжалованию не подлежит.

И православная культура в школы тоже придет, хотите вы этого или нет (хотя против религии в школах выступает даже большинство верующих учителей и родителей). Разве что Минобрнауки как-то крутит, добиваясь своего контроля над этой ситуацией. Священников в школах им уже удалось как будто исключить. Предложение ввести православную культуру вместо уроков русского языка(!), услужливо подкинутое церковным иерархам (и ведь надо же, они всерьез повелись на это, не чувствуя подвоха!), тоже кажется такой изысканной интригой. Однако чем дальше об этом думаешь, тем больше склоняешься к мысли, что они это все всерьез. 

То есть мы имеем дело с каким-то чрезвычайно простым, едва ли не одноклеточным организмом, имя которому бюрократия. У бюрократа есть один-единственный орган чувств (он же, впрочем, и орган "думанья"). Это, извиняюсь, его жопа. Жопа с ручкой сидит на стуле и пописывает какие-то листы. Когда она этого стула лишается, а еще того хуже, получает пинок под зад, то срабатывает специфический рефлекс и жопа производит какое-то требуемое от нее действие. Среди этих восседающих задниц происходит суровый противоестественный отбор. Самые чувствительные жопы чувствуют холодок уже тогда, когда стул под ними только качается, а сапог только начинает свой размах. Это жопы из жоп, они руководят всей жопной командой. Они выстраивают пирамиды из жоп, объявляют себя то ли единой партией, то ли двухполовинчатым президентом и защищаются таким скопищем жоп, что на их пинание уйдет целая вечность... Когда им хочется жрать, они ни о чем особо не задумываясь, жрут. Когда им хочется кого-нибудь убить - они просто без особых раздумий убивают.

Да, кстати, о русском языке. Сначала в это не очень-то верилось, но теперь вот точно выяснилось, что есть такой замечательный приказ. А все в курсе, что у нас тихо-мирно прошла настоящая реформа русского языка? Это первая такого рода реформа, начиная с каких-то былинных 50-60-х, когда над такого рода реформами работали настоящие столпы языкознания вроде Ушакова, Виноградова, Розенталя. Теперь приказ по войску - очень короткий и маловнятный.

Для того чтобы вся страна вдруг овладела всеобщей грамотностью и ни в чем не знала сомнений, оказалось достаточно чиркнуть коротенькую записочку, представить полуслучайный список из четверки словарей, подсунутых каким-то подсуетившимся издательством и поручить это товарищу... прощенья просим, господину Калине И.И. Всё. Отныне "кофе" у нас будет среднего рода, "дОговор" с ударением на первый слог, "йогУрт" и так далее.

Недоумевающие учителя и даже Институт русского языка, про который как-то вдруг забыли и который оказался как-то ни при чем, отсылаются прямиком на... в Министерство. С пометкой: решение окончательное и жаловаться бесполезно. Великий и могучий оказался на лопатках на раз-два.

Жопам ведь в сущности неважно, чем заниматься, лишь бы чем-то замаскировать свое неумение и нежелание заниматься хоть чем-либо. Помнится, когда-то в министерстве, отдававшем команды в школы, была популярна игра в одиннадцатилетки-десятилетки. Это классика. В чью-то "светлую" "голову" приходила идея, что школьникам отныне нужно учиться не 10, а 11 лет. На это спускались деньги, менялись программы. Кто-то умудрялся, не проучившись в четвертом классе, попасть в пятый. Какое-то время этот бардак устаканивался, потом "головам", лишившимся работы (ну как же, реформа-то уже проведена!) приходило в голову, что неплохо было бы опять что-то такое замутить. Они с успехом доказывали вышестоящему начальству, что школьникам на самом деле удобнее учиться не 11, а все же 10 лет. И все начиналось сызнова. Теми же силами. И опять, естественно, выделялись деньги, и опять шла "реформа". Так вплоть до того, что даже у самых покорных учителей (а это вообще самая уязвимая и законопослушная часть населения, и она прямо-таки как будто специально создана для экспериментов) на слово "реформа" уже вырабатывался рвотный рефлекс. Слово "реформа" у них становилось синонимом слова "бардак".

Еще раньше были также известны игры в укрупнения-разукрупнения. Недавно чиновники об этом полезном начинании снова вспомнили и решили опять в это поиграть, создавая "единый кулак" из институтов атомного профиля. Всякие интеллигентские мудрецы опять было бросились считать и предсказывать: это, мол, неспроста, это делается в интересах некой пронырливой особы, которая возглавит в результате образованную для нее новую корпорацию.

Но может быть, все и проще. Простейший опыт амеб подсказывает им, что, занимаясь просто элементарным делением и последующим слиянием, всегда можно отыскивать "лишнюю" пищу. Причем не внакладе будет вся колония (всякий там что-то для себя урвет и утащит обломки в этой мутной водичке, если подсуетится). Главное вовремя оглядеться в поисках пищи и притвориться, что тебе от этого дележа и переполоха не будет никакой пользы. 

Максим Борисов

Грани
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе