«Смысл — как горькая пилюля, а визуал — это подсластитель». Как начать понимать современное искусство

Осень — самое время вернуться в выставочные залы музеев.
Фото: Martin Pechy / Unsplash


Если с классическим искусством все более-менее понятно, то современные арт-объекты по-прежнему вызывают у посетителей галерей много вопросов. «Сноб» решил разобраться в трендах совриска вместе с мобильным оператором Тele2, который запустил акцию «Меняйте минуты на искусство». О том, как понимать современное искусство и как на него влияют технологии, рассказывает партнер бюро «Никола-Ленивец», генеральный продюсер фестиваля «Архстояние» и «Архстояние Детское», автор телеграм-канала «Каллипига Калужская» Юлия Бычкова



Современное не только о современном

В основе искусств всегда лежит проблема, к которой художник привлекает внимание общества. Ведь каждый арт-объект в первую очередь манифест. 

«Мне не очень нравится термин “современное искусство”. Всякое искусство, которое делается здесь и сейчас, современно. Я понимаю, что это такой общеупотребимый термин, уже прочно вошедший в лексикон как профессионалов, так и обывателей. Но я предпочитаю термин “актуальное искусство”. Актуальное искусство описывает настоящее, рассуждает о будущем и осмысляет прошлое, оно в целом рефлексивно. Иногда оно ранит, иногда ужасает. Часто оно критично, провокационно, неприятно, шокирующе. Но оно всегда вовлекает в некий диалог — или с художником, или с самим собой», — отметила Юлия Бычкова. 



Баланс между смыслом и картинкой

В последнее время авторы ориентируются на визуальную часть ради популярности в социальных сетях. Но в совриске нельзя отделять картинку от смысла, а смысл — от картинки.

«Без смысла визуал превращается в быстро приедающийся “схематоз”, а без качественного визуала, напротив, смысл хуже усваивается или не усваивается вообще. Смысл — как горькая пилюля, а визуал — это подсластитель», — отметила Юлия Бычкова. 


Фото: Ioana Cristiana / Unsplash



Искусство доступно для всех

Следить за современным искусством и регулярно посещать выставки стало намного проще. Сейчас есть много различных программ и спецпредложений: если следить за этим, страсть к искусству точно не ударит по кошельку.

Одна из возможностей выгодно посетить музеи — присоединиться к акции Tele2 «Меняйте минуты на искусство». До 9 октября клиенты мобильного оператора могут зайти в личный кабинет, обменять накопленные минуты. В акции участвуют несколько десятков арт-площадок в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Красноярске, Екатеринбурге и Туле. Воспользоваться полученным промокодом или QR-кодом и посетить музеи можно до 23 октября 2023 года.

Подробнее — на сайте https://r.tele2.ru/rA3dF6a


Фото: Dannie Jing / Unsplash



Новаторство в основе творчества

Современное искусство часто реализуется в форматах, которые не вписываются в привычные общественные рамки. Художники не боятся экспериментировать и использовать в своих работах нетрадиционные стили, к примеру иммерсивные шоу и перфомансы. По этой причине совриск часто сталкивается с критикой. Но развитие невозможно без перемен.

«Мне очень интересны художники, работающие в новых направлениях. И кстати, когда мы, бюро “Никола-Ленивец”, организуем конкурсы паблик-арта, то всегда стараемся приглашать к участию “прогрессистов”, то есть тех, кто работает с применением передовых технологий. В начале прошлого года сделали гениальную, на мой взгляд, выставку, которая суммировала в том числе российский опыт в сфере медиа-арта и science art (область современного искусства, в которой художественное произведение создается на стыке искусства, науки и технологий. — Прим. ред.)», — отметила Юлия Бычкова.



Сочетание технологий и традиций

Даже традиционную работу с архивами художники могут превратить в настоящее иммерсивное шоу. Чтобы исследовать феномен памяти, нужно попытаться разобраться с травмами прошлого. 

«С помощью архивных данных художник может подстегнуть ту или иную эмоциональную реакцию аудитории. А ведь контакт со зрителем — это и есть основное требование жанра перформанса», — рассказала Бычкова. 

Современные выставки и галереи не обходятся и без музейного медиатора. Он не просто проводит людей по выставке и произносит заученные фразы, а выводит зрителей на диалог и обмен мнениями — это вносит элемент интерактивности в процесс осмотра экспозиции.


Фото: Pauline Loroy / Unsplash



Понимание контекста 

К походу в музей следует готовиться заранее. Стоит сконцентрироваться на нескольких направлениях и изучить их особенности: это позволит лучше понимать проблему и ее контекст.

«Если речь о выставке актуального искусства, начать лучше с прочтения кураторского манифеста и интервью художника или художников. Если речь о выставке “старого” искусства, то разумно ознакомиться с текстом куратора или рецензией авторитетного искусствоведа. Есть много телеграм-каналов про искусство. Не могу не упомянуть и свой канал, где я иногда публикую рецензии на выставки, — “Каллипига Калужская”», — советует Юлия Бычкова.

В процессе изучения искусства стоит применять знания на практике, и лучше всего это делать в музеях. Ходить по выставкам проще, удобнее и выгоднее, используя акцию «Меняйте минуты на искусство» от Tele2.

Автор
Анна БРАНОВЕЦ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе