Синдром апокалипсиса и репортаж с "того света"

Все мы, все мы в этом мире тленны...
С. Есенин

Медийно нагнетаемые и социомедийно ретранслируемые по принципу "снежного кома" апокалиптические настроения охватили нынче широкие народные массы. Возможно, не настолько широкие, как того хотелось бы эсхатологическим мистификаторам - но достаточно широкими для того, чтобы привлечь пристальное внимание психиатров, как симптом душевного нездоровья общества и растущей распространенности скрыто протекающих душевных расстройств. ("Синдром апокалипсиса-2012" включает целый набор нозологий, от тревожных расстройств до депрессивных.)

Подчеркну, что лекари человеческих душ, привыкшие видеть своих пациентов насквозь, или, по крайней мере, мыслить о них подобным образом (что именуется клиническим мышлением), ставят во главу угла не социальный, а персональный аспект апокалиптических страхов. Иначе говоря, тот, кто внешне печется якобы о грядущей глобальной угрозе о конце света для всего человечества, внутренне на самом деле больше всего озабочен опасениями конца собственной жизни. При этом одна часть жертв "синдрома апокалипсиса" пытается успокаивать себя ("все умрут, а я останусь" - в духе героев В. Гай-Германики), в то время как другая - запугивать окружающих, индуцировать их, "заражая" своими страхами.

Собственно, описанное - лишь частное проявление свойственного абсолютному большинству мыслящих представителей человечества экзистенциального страха смерти, который под влиянием массового ажиотажа и "психического заражения" оживляется у людей тревожных ("как бы чего в самом деле не вышло") и депрессивных ("скорее бы все закончилось"). Причем, что важно подчеркнуть - для людей инфантильных (страх смерти изначально связан с "детским" отношением к жизни - "что будет, когда меня не будет"), которых в обществе становится все больше.

Вот почему актуальным для сегодняшней повестки может стать антиапокалиптическое социальное действие или арт-проект, предназначенный для "вразумления" обеспокоенного мнимыми опасностями инфантильного общества. Например, репортаж... "с того света". Не в шутку, а всерьез, в самом прямом смысле, с использованием современных коммуникационных технологий. А именно, установить в гробу реально захороненного человека веб-камеры и круглосуточно транслировать в интернете процесс трупного разложения.

И видеоархив процесса, конечно, будет необходим. (Представили такой видеоряд? Попробуйте. Этот ментальный эксперимент полезен уже сам по себе. После такого визуального действия многие повседневные проблемы, которые представляются вам важными, поблекнут, претерпят мысленную девальвацию. Все познается в сравнении...)

Конечно, и моральные, и юридические аспекты проекта нуждаются в тщательном обсуждении. В первую очередь, этика дискурса должна затронуть субъект-объектный переход, от добровольного волеизъявления / завещания "до" - к объектному состоянию "после". Думаю, кстати, что искателей посмертного пиара может оказаться немало. В конце концов, если человек не успел при жизни реализовать право на обещанные Уорхоллом 15 минут славы – он, ведь, может сделать это и post mortem, за порогом своей бренной экзистенции.

В качестве арт-проекта подобная постмортальная веб-инсталляция, несомненно, достойна того, чтобы быть замеченной обществом. Это ведь будет посильнее, чем Война, правда? У них перформансы скоротечные, а тут - перманентное действие, с офертой для всех желающих принять участие, стать соавторами.

Ну а теперь, говоря серьезно - кому и зачем это нужно? С точки зрения психотерапии у многих людей действительно есть потребность в такой "посмертной хронике". Причем не в память об умерших, а в назидание живущим, чтобы помнили о смерти - ибо мысль о ней является необходимым условием обретения личностной зрелости, и по древнему римскому рецепту (memento mori), и по средневековому британскому (по примеру шекспировского Гамлета).

Помнить о смерти нужно для того, чтобы ценить жизнь - и перестать растрачивать ее драгоценное время попусту. А главное, чтобы прекратить разрушать жизнь, добровольно сокращать ее с "помощью" наркомании и других болезненных зависимостей и вредных привычек. И хотя философ-классик давно сказал о том, что жить - значит умирать, современная молодежь, не зная эту мудрую мысль дословно, тем не менее реализует ее буквально - ведет такой образ жизни, который превращается в растянутый суицид ("Живи ярко - умри молодым!")

re3 Марк Сандомирский

Liberty.ru

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе