"Русское искусство периода коммунизма выдыхается" The Associated Press, Нью-Йорк, США

Палех — русская деревня, которой уже 700 лет, деревня, где лавандовые луковицы церковных куполов возвышаются над покрытыми снегом домами, замерзшей рекой и березовым лесом в отдалении. Это место известно своей красотой, но те редкие гости, которые сюда наведываются, едут за лакированными шкатулками, названными в честь него. 
Сейчас этот уникальный вид искусства, возникший в 20-е годы, после того как большевики-атеисты санкционировали для мастеров иконописи новый способ реализации талантов, пытается оправдать свое существование в капиталистическом обществе...

В советские времена производство палехских шкатулок широко субсидировалось государством, так что их создатели становились относительно богатыми людьми. Но в наши дни глобализации и вольного капитализма, когда нефтяные олигархи становятся одними из самых богатых людей в мире, перспектива делать шкатулки за скромное вознаграждение, которое год от года уменьшается, становится все менее соблазнительной.

Палех не одинок в списке известных российских ремесленных селений: деревянные игрушки из Богородска, голубая керамика из Гжели, железные подносы из Жостово — вот лишь некоторые из явлений, которые вскоре могут стать историей.

Эта тенденция усугубляется еще и тем, что русские традиции, связанные с едой, одеждой и танцами, тоже исчезают. Уже сложно найти большие кирпичные печи, которые топят дровами и которые некогда были в каждом хозяйстве...

Подростки чураются традиционных валенок и выбирают китайские кроссовки, они глумятся над традиционной народной музыкой и танцами. Честолюбивые музыканты предпочитают электрогитары и синтезаторы аккордеонам и балалайкам, сокращая тем самым ряды производителей этих инструментов...

Возможно, роковым фактором стало сокращение государственных субсидий. Палехская миниатюра возникла и процветала, потому что коммунистические идеологи выбрали ее живым примером, образцом советского искусства. Веками Палех был центром иконописи, но после большевистской революции 1917 года художники переключились на светские сюжеты и зарождающуюся коммунистическую пропаганду.

Советским лидерам было приятно видеть себя изображенными в виде мучеников и святых. В те времена палехские мастера и другие ремесленные центры пользовались благами, получали государственные награды..."

Коммерсантъ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе