Русская икона и "Квадрат" Малевича. Рождественские размышления

Постоянный читатель веб-проекта "Однако". Известен под ником Прохожий *Красс*. Родился в 1965 г. Базовое образование - историк. Среда обитания: небольшой поселок в Курской области.

Авторский сайт: https://sites.google.com/site/priutnb/

Страничка на Прозе.ру: http://www.proza.ru/avtor/krass1965


"Сам я никогда не относился всерьез к себе, но я всегда всерьез относился к своим мнениям" (Г. К. Ч.).

Александр Гончаров *красс*


Выборы проходят и уходят. Волнения. Большой Болотный театр. Защита общечеловеческих прав. Игра в демократию. Надоело об этом. Всему свое время...


Давайте поговорим об иконе.

На протяжении веков русский человек хорошо знал, что такое Православие и какую роль играет в христианском храме икона. Приветствия типа: «Здорово, чувак!» или «Привет, братан!» были не в ходу. Русский человек при встрече с другим человеком просто кланялся ему, ибо каждый смертный есть образ и подобие Божие, то есть живая икона.

Преп. Феодор Студит писал когда-то: «То, что человек сотворён по образу и подобию Божию, показывает, что устройство изображений есть в некотором роде дело Божественное».

В православном понимании икона не обязательно должна быть написана красками. В качестве своеобразной иконы может выступать даже молитвенное обращение к Богу, Богородице или святым, формирующее в разуме некий образ, иногда и более чёткий, нежели воспринимаемый глазами нашими.

Однако вернемся к иконе настоящей и привычной, без коей нельзя представить ни величавый многокупольный собор, ни полуразвалившуюся деревенскую церквушку.

...Но никак не могу обойтись без небольшой оговорки. Ныне, после, казалось бы, нескончаемых лет полного господства грубого материализма, а затем и откровенных потребительских верований, в нашей стране приходится заново постигать всё то, на чём стояла русская духовность и российская культура. Сложно идти этим путём. Изменились мысли, идеи и приоритеты. Теперь, ежели напишете, что любовь к Богу – это мерзость, вас сочтут свободомыслящим человеком. А ежели начнёте что-нибудь высказывать против кумиров современного общества -- актёров, писателей или режиссеров, – обструкция гарантирована на сто процентов с хвостиком. Всенепременно раздастся грозный рык: «Не сметь трогать святое!» Если Вы начнёте с умным видом рассуждать, как обезьяна превратилась в человеческое существо в результате миллионнолетней эволюции, вам обязательно поддакнут: «Ах, это научно...» А попробуйте оспорить сию точку зрения и предложить выводить род людской хотя бы от Ханумана (куда уж тут вспоминать Адама и Еву!), – вас тут же попытаются заткнуть. Видно, нравится народу происходить от обезьяны, не имеющей души, дарованной Богом человеку!..

Первые христианские иконы появились еще в I веке от Р. Х. По Преданию, первейшей иконой считается «Спас Нерукотворный» на убрусе – дар самого Иисуса Христа государю Эдессы Авгарю. Современная археологическая наука фиксирует появление ранних христианских изображений в городах Помпеи и Геркуланум, погибших в результате извержения Везувия в 79-м году. Чуть более поздним временем датируются фрески на библейские и чисто христианские сюжеты в римских катакомбах и катакомбах Дура-Европос (Междуречье), где уже от II века к нам дошел лик Девы Марии.

В соответствии с традицией определяется, что первым собственно иконописцем был апостол и евангелист Лука. Он написал икону, посвященную событиям Пятидесятницы, и запечатлел образ Божией Матери.

С давних пор иконописцы старались передавать святые образы на иконах, но главным для них являлась трансляция не внешнего облика, а внутреннего состояния человека, которое как бы просвечивало сквозь телесную оболочку.

Развитие иконописного мастерства привело к созданию удивительнейшего по красоте мысли богословия православной иконы, вершиной которого стало обоснование существа и сущности иконописания на VIII Вселенском Соборе (VIII в.).

Русская земля также дала целую плеяду мыслителей-иконолюбов, таких как о. Сергий Булгаков, о. Павел Флоренский, Е. Трубецкой, Л. Успенский, А. Лосев, А. Грабарь и В. Лосский. Впрочем, список можно продолжать и продолжать...

В православном храме икона играет важнейшую роль в богослужении. Святые, изображенные на иконах, через свои образы, через крещенскую благодать Святого Духа участвуют в литургии напрямую. Таким образом, «исправляют молитву» одновременно не только люди, собравшиеся в церкви, но и сонмы святых, незримо присутствующие здесь же, в данном месте. Каждый молится о своем и об общем. Торжествует единение всех и вся. Торжествует Соборность. Наступает Время Оно...

Русская икона в чисто культурном плане является наследницей иконы византийской. Ромейские традиции сохранялись и передавались в нашей иконописи вплоть до XVII столетия.

Раскол, а затем необдуманные, подчеркиваю, культурные реформы Петра I привели к тому, что в иконописных мастерских стали совершаться откровенно богохульные акты, когда вместо образов святых на иконах стали выписывать лица всесильных власть имущих господ. Не с этого ли лицемерия пошёл упадок Православия в России? Как знать...

А примеры, скажем, из следующего века просто вопиют. «Матушка-императрица» Екатерина II повелела выбросить из Успенского собора во Владимире иконостас времени Андрея Рублёва и заменить его модным иконостасом в стиле барокко. Но это только полбеды. В новеньком «приобретении» вместо св. Екатерины художник изобразил саму государыню.

В связи с такими «реформами» иконопись стала умирать, а русские каноны иконы замещаться западными. И только не ранее середины XIX в. прекратился сей погром. Русское общество вновь открыло для себя свою же родную иконопись...

В XX веке процесс возрождения традиционной иконописи был прерван из-за войн и революций. Но сейчас дело обстоит гораздо лучше. Мы возвращаемся в иконописи к своим истокам. Медленно, болезненно, но возвращаемся. И одновременно восстанавливаем свою культуру, без которой не может жить ни один народ. А препятствий накопилось изрядно, да и СМИ больше заняты рекламой подгузников (в лучшем случае!), чем культурной традицией. Удастся ли сейчас реанимировать нашу культуру или нет, зависит не только от православных, но и от тех же атеистов, которым небезразлично наследие предков.

Да простят меня неверующие за это рассуждение, но я думаю, что Россия есть отражение Небесного Отечества (как учили православные святые). Россия – икона Небесного Отечества, и каждый из нас рисует её. Кому достаётся малый мазок, кому фрагмент... Иконописцы писали иконы только после длительного поста -- и физического, и духовного. Они старались ориентироваться на каноны, а прежде чем взяться за кисть, утихомиривали свои эмоции и мысли. Мы же стараемся выплеснуть все свои страсти на икону России. Мы заготавливаем свои рецепты для неё и смешиваем свои краски, наплевав на традиции и каноны. Может быть, поэтому такой нескладной, а часто и уродливой выглядит наша икона? И похожа она на «Квадрат» а-ля Малевич почему-то...

Изменимся сами – сможем написать истинную, а не фальшивую икону нашей Родины. И надо помнить всегда, что икона создается не столько для себя, сколько для других, даже тех, кого мы никогда не увидим на этой грешной земле.

Александр Гончаров *красс*

Однако

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе