Проводник прекрасного

На стенде у картинной галереи в Данилове нас встречает афиша, извещающая, что в этих залах экспонируются произведения режиссёра-мультипликатора, удостоенного высшей награды Американской киноакадемии «Оскар» Александра Петрова. Петров – художник мирового уровня, его выставки сделали бы честь любому музею, и один только факт присутствия его работ в Даниловской картинной галерее знающему человеку скажет очень многое об истинном уровне этого учреждения культуры.


Дом художественного творчества (таков официальный статус Даниловской картинной галереи) уже не в первый раз принимает выставки мастеров живописи, признанных во всём мире. В своё время здесь прошли вернисажи выдающегося российского художника, продолжателя традиций русского космизма Бориса Смирнова-Русецкого, дважды сюда приезжала в гости народная художница России Джанна Тутунджан, воспевшая как никто до неё простую красоту вологодской деревни. Даниловская картинная галерея сотрудничает с художниками Ярославля, Углича, Костромы, Вологды.

Столь активное присутствие небольшой картинной галереи из скромного провинциального городка в культурном пространстве России – безусловно, заслуга её директора Людмилы Головкиной, хотя сама Людмила Константиновна, будучи человеком в высшей степени скромным, никаких славословий на сей счёт категорически не приемлет.

Людмила родилась в Данилове, вкус к настоящей живопи­си, пониманию прекрасного ей привил школьный учитель рисования Владимир Гуров, профессиональный художник. Сама Людмила, несмотря на хорошие способности к рисованию, художником не стала, хотя и закончила художественно-графический факультет в Костроме, а потом совершен­ствовала профессиональные навыки в качестве художника-оформителя в даниловском Доме культуры. (Как раньше, подавая надежды в хореографии и получив специальное образование по этому профилю в Ярославском училище культуры, отказалась от мира танца из-за слишком критиче­ского отношения к себе.)

Теперь надо сказать несколько слов об истории картинной галереи в Данилове. Согласитесь, далеко не каждый районный городок может похвастать таким культурным богатством. В 1995 году тогдашний глава местной администрации Андрей Евтушенко (о нём работники сферы культуры по сей день вспоминают с благодарностью, лаконично подчёркивая, что он-то к культуре относился «как надо») принял непростое решение о приобретении этого здания в муниципальную собственность с перспективой открытия картинной галереи при школе искусств. Однако годом позже учреждение обрело самостоятельность, утратив зависимый предлог «при», и стало называться Домом художественного творчества. Этот статус позволил иметь не только выставочные залы, но и художественные мастерские, где в разное время творили художники самых разных творческих направлений – от керамистов до монументалистов.

В 2004 году судьба привела Людмилу Головкину к руководству этой картинной галереей, хотя ей по сей день кажется, что она и директорское кресло – два абсолютно несовместимых понятия.

В течение года в галерее проходит от восьми до десяти выставок. Авторов для них Людмила где только не находит, пребывая в постоянных разъездах-поисках по мастерским, музеям, галереям как в нашей, так и в соседних Костромской и Вологодской областях.

– Самая большая радость в моей работе – это формирование новой экспозиции. Приятно, когда точно по мановению волшебной палочки меняется среда обитания, потому что каждый художник привносит свою энергетику, свой космос мыслей и чувств, – рассказывает Людмила.

Хотя интонация у этого, казалось бы, позитивного рассказа о жизни галереи скорее минорная. На ура все творческие затеи Людмилы Головкиной принимает лишь детвора, они – самая благодарная аудитория. Люда с удовольствием вспоминает хулиганистого парнишку, который, придя в галерею с видимой неохотой (учителя привели целый класс на внеклассное занятие), вскоре уже «строил» всех однокласс­ников, требуя тишины во время экскурсии, а уходя даже оставил запись в книге отзывов – «респект галерее». А вот посетители постарше, к сожалению, уже укоренились в своём представлении о том, что должен рисовать художник (это реалистический пейзаж с желательно узнаваемым адресом), и именно таких выставок они ждут от своей картинной галереи. Новое, непривычное обывательскому глазу искусство даниловцы принимают с трудом.

Но Людмила Головкина, настоящий музейщик в полном смысле этого слова – с жаждой творческих открытий, переполненная идеями показать землякам бескрайний мир настоящего искусства – не устаёт надеяться, что капля воды камень точит. А пока выигрывает губернаторские гранты в сфере культуры на реализацию необычных проектов: один такой, посвящённый возрождению старинного даниловского промысла – бабуринской глиняной игрушки, вызвал широкий общественный резонанс. По личной инициативе проводит многодневные пленэры для художников, выкраивая для этого не только личное время, но и находя спонсоров, что кажется уж совсем невероятным для стойкого в своих эстетических пристрастиях Данилова. На эти пленэры с радостью слетаются, точно мотыльки на огонёк, живописцы со всей России, по итогам импровизированных мастерских на свежем воздухе всегда проходит большая городская выставка, некоторые произведения благодарные авторы оставляют в дар галерее. К слову, Даниловская картинная галерея может похвастать несколькими полученными в дар коллекциями художественных произведений высокого профессионального уровня: это работы художников Ивана Хворостянова, Спартака Глушкова, Германа Блинова, есть в фондах и несколько работ Михаила Кичигина.

Картинная галерея находится на муниципальном бюджете, и хотя администрация взяла на себя расходы по заработной плате и коммунальным платежам, что тоже немало в наше непростое экономическое время, лишним рублём на развитие галереи редко когда побалует. Вот в этом году выделили десять тысяч рублей. Этими деньгами можно разве что транспортные расходы по организации выставок покрыть, о пополнении коллекции речь даже не идёт. Хотя, надо признать, и в этом вопросе администрация города идёт навстречу музейщикам: недавно вот картину именитого ярославца Адольфа Булдыгина по убедительной просьбе Людмилы Головкиной приобрели, другую художник сам галерее подарил. Так, с миру по нитке (в нашем контексте – с художника по картине) и крепнут музейные фонды картинной галереи.

– Подлинное наслаждение – работать с детьми, – делится Людмила Головкина. – И если раньше мне любая выставка казалась большой удачей, то сейчас приходится изрядно поломать голову, чем бы мне ещё удивить моих маленьких зрителей.

Именно на эти чуткие дет­ские души делает ставку в своей просветительской художественной миссии директор картинной галереи. И можно по-хорошему позавидовать городу, в котором живут и творят такие самоотверженные проводники прекрасного, как Людмила Головкина.

Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе