Пространство знаний и возможностей

Директор РГБМ Ирина Михнова — о роли молодежных библиотек в современном мире.
Фото: личный архив Ирины Михновой


В России прошла «Библионочь-2017». Как и в прошлые годы, в публичные библиотеки (а их в стране более 38 тыс.) пришли самые разные люди — и молодые, и пожилые; живущие в мегаполисе или в селе; много читающие или давно не открывавшие книгу... И мы в очередной раз увидели: библиотеки по-прежнему нужны.

В последние годы к библиотекам стали проявлять неподдельный интерес и власти (одни за их счет пытаются «оптимизировать» расходы на культуру, другие, наоборот, модернизируют и открывают новые), и СМИ (упорно называющие их «книгохранилищами», но с вполне лояльной интонацией), и общественные деятели, периодически выступающие в защиту той или иной библиотеки. Наконец, граждане если и не идут в библиотеку сами, то с готовностью направляют туда своих детей и внуков.

Мой профессиональный интерес в последние 10 лет связан с молодежными, юношескими, детско-юношескими библиотеками. В советские годы их было много в нашей стране — государство тогда уделяло этому особое внимание. А вот в 1990-е и 2000-е, когда новая государственная молодежная политика только формировалась, библиотеки переживали тяжелые времена — их не замечали ни власти, ни общество в целом.


Сейчас пришло осознание того, что роль молодых людей в формировании совокупного человеческого капитала страны слишком велика, чтобы их игнорировать.


Возможно, поэтому в разных городах открываются новые молодежные библиотеки — у населения появилась потребность в них, и местные власти это учитывают. Даже взрослые библиотеки выделяют отдельные пространства с ресурсами и активностями, привлекательными для юношей и девушек.

Тот факт, что порой чиновники, принимающие решения в сфере культуры, просто не понимают специфики этого возраста (14–30 лет), отрицательно сказывается на развитии, а то и просто на существовании молодежных библиотек. И все-таки молодежь завоевывает библиотечные пространства: благодаря и вопреки. Для примера: если 10 лет назад в Российскую государственную библиотеку для молодежи (РГБМ) ежедневно приходило всего 40 человек, то сейчас, после ее модернизации, — 800, а в периоды сессии — до 1200.

Из множества образов библиотеки я бы выделила два, востребованность которых, с нашей точки зрения, будет только усиливаться: библиотека как пространство знаний и возможностей.

Первое — более очевидно. Библиотека — это концентрированное, систематизированное знание, столь необходимое для социального, профессионального роста молодого человека. Ее специалисты способны помочь ему не «утонуть» в этом океане знания. Библиотека — площадка для общения на основе и в связи с этим знанием.

Другое назначение библиотеки связано с теми возможностями самообразования, самопознания, самоидентификации и самореализации (мы назвали это концепцией 4С), которые она предоставляет молодым людям.

Например, в наших читальных залах молодые люди готовятся к учебным занятиям, используя фонды печатных и электронных изданий (включая интернет-ресурсы). Здесь отличное место для фрилансеров и репетиторов с их учениками.

Для молодежи, ищущей работу, крайне полезны профориентационные тренинги: и резюме научат составлять, и подскажут, как обратить на себя внимание работодателей. Опытный консультант поможет найти нужную информацию о профессиях и вакансиях. Молодому человеку доступны занятия по ораторскому искусству, различные лекции, индивидуальные и групповые консультации психологов. Для ребят с проблемами здоровья неоценимым подспорьем являются тренинги по развитию лидерских качеств, занятия в клубе общения на языке жестов. Сюда стоит добавить клубы общения на иностранных языках, использование библиотеки как площадки для написания «Тотального диктанта»…

Одним словом, современная библиотека должна быть и уже становится для молодежи эффективным инструментом, обеспечивая возможность — с учетом способностей, таланта, полученного образования и приобретенной квалификации — развивать экономику страны, тем самым повышая благосостояние всего общества. Но это не значит, что библиотеки могут быть только такими, как описано выше. Они должны быть разными — всё зависит от того, какие задачи ставит перед ними общество и какие потребности различных групп населения они готовы и способны удовлетворять.


Автор — директор Российской государственной библиотеки для молодежи, вице-президент Российской библиотечной ассоциации, член Совета при президенте РФ по русскому языку
Автор
Ирина Михнова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе