«Преображение» продолжается

«Все секреты не выдам. Ярославцы уже привыкли, что на каждом фестивале их ждут какие­то сюрпризы, и на этот раз мы их тоже по­стараемся не разочаровать», – с таких слов началась наша беседа о грядущем фестивале «Преображение» с его главным организатором, директором музея­заповедника Еленой Анкудиновой.
– И все же, Елена Андреевна, каких гостей нам ждать на XIV фестивале «Преображение»?

– Мы сохраняем добрые отношения со всеми друзьями фестиваля, в первую очередь с артистами московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова. Они и откроют фестиваль. В исполнении солистов «Новой оперы» прозвучат романсы Чайковского и Рахманинова в авторской редакции Евгения Васильевича Колобова. В концерте «Десять жемчужин русской оперы» ярославцы услышат и увидят солистов Большого театра. Пока их имена пусть останутся тайной. Впервые к нам приезжает лауреат Всероссийского конкурса Виктор Сыч – самый виртуозный ударник России. В концерте «От классики до модерна» вместе с ним выступят лауреаты Международных конкурсов Дмитрий Сарасек (альт – саксофон) и Мария Власова (аккордеон). Есть и совсем юные участники фестиваля – московский Музыкальный театр юного актера. Руководитель театра, заслуженный артист России Александр Федоров, пригласил в свою труппу ребят из печально известного мюзикла «Норд–Ост». Как видите, от своей идеи объединять на фестивале самые разные жанры и стили культуры мы не отступаем. Но колокола, с которых все начиналось, на нашем фестивале – всегда именинники. И звонари прибудут в Ярославль отовсюду – из столицы и центральных городов России, из Архангельска и Белоруссии.

– В программе фестиваля громкая заявка – «мировая премьера». Что кроется за этим названием?

– Почему мы так нахально назвали ораторию «Иван Грозный», которая прозвучит под открытым небом на территории музея? Да потому, что в такой полноте ее никто не исполнял. Кроме того, что произведение Сергея Прокофьева прозвучит без купюр, здесь еще и оригинальная постановка. Либретто написано специально для нашего фестиваля. По сути, фестиваль создал оперу. В этом действе будут заняты солисты «Новой оперы» и ее дирижер Дмитрий Волосников – ученик Евгения Васильевича Колобова, Ярославский губернаторский симфонический оркестр (дирижер Мурад Аннамамедов), хоровая капелла «Ярославия» (художественный руководитель Сергей Березовский), Музыкальный театр юного актера, звонари Московского Кремля (художественный руководитель Игорь Коновалов). В роли Ивана Грозного – народный артист России Александр Михайлов. Он исполняет эту роль и в театре, она ему интересна и дорога, поэтому он согласился приехать на фестиваль. Роль Малюты Скуратова исполнит ведущий актер театра Ермоловой Владимир Зайцев, которого в прошлом году ярославцы принимали «на бис» в спектакле «Жанна Д’Арк». Эта постановка – многоплановая, трудная, необыкновенная, ее руководитель и главный вдохновитель – Дмитрий Волосников. Первое исполнение нового оригинального произведения, звездный состав артистов и музыкантов и дали нам право на такие громкие слова – мировая премьера.

– Декорации и костюмы для этого грандиозного спектакля где брали?

– Декорации – живые, исторические. Это сама территория монастыря, Спасо­Преображенский собор, который расписывали как раз во времена Ивана Грозного. Старые мастера оставили запись в одном из клейм – «обновлена бысть подписью сия церковь при благочестивом царе государе великом князе Иване Васильевиче». Перед спектаклем зрители смогут войти в собор и по­смотреть роспись. На одной из его фресок – узнаваемый образ Ивана Грозного. И, пропитавшись духом того времени, – на оперу. Сценическую площадку для подобных представлений мы сделали в прошлом году, ее установят перед звонницей. А вот с костюмами было много проблем. Шить на одну постановку – очень дорого. Пришлось брать напрокат – тоже много хлопот, но другого решения не было.

– Можно узнать поподробнее: что за спектакль, который пройдет на сцене театра кукол, привезет Музыкальный театр юного актера?

– Спектакль собран на основе старинных русских песен. Он получил грамоту патриарха за раскрытие сложных вопросов духовности – тайны рождения, жизни и смерти. Зрители во время спектакля плачут – так глубоко задевают юные актеры человеческие сердца. Один критик как­то поинтересовался у руководителя: имеют ли они моральное право побуждать детей к столь сложным переживаниям? Александр Федоров ответил просто: треть исполнителей – из мюзикла «Норд­Ост» – была в заложниках, и что такое смерть, и какова цена жизни, уже знают очень хорошо. Музыкальный спектакль – трогательный, грустный, лиричный – очень необычный и сильный, этим он нас и привлек.

– Для многих ярославцев фестиваль «Преображение» – прежде всего, ночной колокольный концерт. Каким он будет на этот раз?

– Встретит зрителей огромное объявление на воротах – «Просим не отключать на время колокольного концерта свои мобильные телефоны». В этом году исполняется 60 лет мобильной связи – об этом не многие знают. Вот у нас и узнают, что общего между колокольным звоном и мобильным телефоном. Будут и конкурсы, и викторины, а призами в них станут мобильные телефоны. Будем дарить и звонки для телефонов – колокольные мелодии. Очень надеемся, что придет на ночной колокольный концерт молодежь, хотелось бы ее приобщать к искусству колокольных звонов.

– Разрешат ли в этом году фейерверк?

– Будет салют – как всегда. Но в этом году мы задумали сделать небольшое огненное представление. Вот об этом и не расскажу пока – пусть остается сюрпризом.

– Уместно ли соединять с таким нарядным праздником Оловянишниковские чтения, которые также стоят в программе фестиваля?

– Эти чтения тоже необычные. На них будем обсуждать такие вопросы, о которых пока в музеях говорить не очень принято – культуроведческие, философские. Приглашаем интересных экспертов в области культуры. Например, наш сотрудник Елена Федорычева расскажет, как готовился этот фестиваль – что задумывали, что получилось. Анализировать успехи и недостатки будем вместе. Современный музей должен учиться выходить к людям с яркими, интересными программами – это важно как никогда. Так что эти чтения будут иметь практическое, обучающее значение.

– Как пройдет церковная часть праздника, которая и дала название фестивалю?

– Вот эта часть у нас всегда остается неизменной. В Спасо­Преображенском соборе 19 августа будет отслужена праздничная литургия на освящение яблок. Каждый год мы закупаем яблоки и раздаем их после освящения всем присутствующим, так будет и в этом году.

– Выставка «Цветочные метаморфозы», которую музейщики очень удачно присоединили к этому любимому горожанами празднику, прижилась за стенами монастыря неплохо. Трудно было привлечь на нее участников?

– Несмотря на то, что главной цветочной поляной города стал сквер у кинотеатра «Родина», к нам сюда организации приходят охотно, проблем с их участием в празднике нет. Территория преображается, цветочные композиции великолепны – оригинальны по замыслу и безупречны по исполнению. Они всегда на виду, ведь наша территория не пустует – здесь и гости, и горожане. У нас уже много совместных проектов на будущее. Музей летом будет похож на цветущий сад. А в рамках фестиваля – подведение итогов конкурса, награждение лучших.

– Насколько остро в этом году стоял вопрос материального обеспечения фестиваля?

– Деньги на фестиваль были заложены в бюджет. Кроим его и так, и этак, но не бедствуем – спасибо департаменту культуры. Есть у фестиваля и друзья. Даниленко Светлана Борисовна понимает все наши проблемы и нужды – никогда не отказывает. И вообще мы поняли, что ходить с протянутой рукой в поисках спонсоров бессмысленно. У музея должны быть друзья, для которых помощь музею – такой же вклад в духовную культуру, как и строительство храма. Там люди хотят сделать доброе дело и увековечить свое имя. Но все это возможно и в музее – имена этих людей тоже остаются в истории. Такие друзья – заинтересованные, работающие вместе с нами на успех фестиваля – уже появляются. Олег Жаров, предприниматель. К нему придешь, скажешь: «Олег, надо!» И он помогает, дает значительные суммы. Он расположен к этому фестивалю. Нам очень важно, чтобы деньги давали не так – возьмите, только отвяжитесь. Проку от такой помощи будет мало. Теперь мы в спонсоры кого попало и не возьмем.

– Кроме денег для таких грандиозных праздников нужны огромные силы. Как вам удается осуществлять такие проекты?

– Все делается только силами сотрудников музея. В дни фестиваля работать приходится почти круглосуточно. Но теперь у нас появились помощники – московская фирма, которую возглавляет Владислав Агафонников, сын композитора Вячеслава Агафонникова. В мире церковного пения эту фамилию хорошо знают, семья с традициями. В их участии мы не видим жесткого московского расчета, а помощь фестивалю – значительная. В этом году они сделали прекрасные афиши, полностью взяли на себя аренду костюмов, многие во­просы, которые надо было решать в Москве. Надеемся, что работа с московскими профессионалами не только облегчит наши организационные хлопоты, но и пойдет на благо фестивалю, поднимет его на общероссийский уровень.

http://sevkray.ru/
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе