После Гениевой

Сколько культурных центров останется в Иностранке?
Новым директором Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы стал Вадим Дуда. Инженер-механик по образованию, но не чуждый библиотечному делу человек: он был одним из создателей Национальной электронной библиотеки. 
Вадим Дуда: Библиотека должна предлагать не только библиотечные сервисы. 
Фото: Алексей Филиппов/ РИА Новости www.ria.ru


Какие перемены ждут Иностранку с его приходом, он рассказал в интервью "РГ".

Назначение директором Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М.И.Рудомино было неожиданностью для вас?

Вадим Дуда: Были вопросы из министерства культуры, по которым можно было понять, что обсуждаются кандидатуры на этот пост. Но у меня и мысли не возникало, что этот пост предложат мне. Думаю, что и многие мои коллеги не думали об этом, Иностранка - знаковая библиотека, одна из самых важных в стране. И, кстати, большое спасибо именно коллегам, предложившим мою кандидатуру министру. Для меня эта рекомендация - большая честь.

С Екатериной Гениевой никогда не говорили о преемниках, она ведь не скрывала от всех своей неизлечимой болезни?

Вадим Дуда: Нет. Все надеялись на лучшее и желали ей выздоровления... Для меня Екатерина Юрьевна многое значила. Не могу сказать, что у нас всегда были мирные отношения: Гениева была жестким и принципиальным критиком Национальной электронной библиотеки, мы с нею постоянно спорили по этой теме, и в этих спорах лично я получал массу новых знаний и информации. И это было абсолютно нормально для Гениевой - не только критиковать, но и давать отличные советы, направлять в нужную сторону. Она оказала большое влияние на то, что делается в библиотечном деле в масштабе страны.

И в вопросе будущего Иностранки сказался ее подход, профессионализм: независимо от личности преемника нужно реализовывать принятую в 2012 году программу развития, библиотеки, разработанную ее руководством и поддержанную Минкультуры. Это внутренний документ библиотеки. Но далее мы будем обсуждать его публично, с привлечением людей, определяющих библиотечную политику. В частности, в программе сказано, что на базе ВГИБЛ будет создана национальная ассоциация библиотек будущего, призванная усилить кооперацию, чтобы совместно вкладываться в новые сервисы и модели взаимодействия. В скором времени эта ассоциация действительно появится. Это будет организация, которая позволит управлять сервисами, существующими на бюджетные средства и помогающими сделать работу экономически эффективной.

Вы привели свою команду или все остались на своих местах?

Вадим Дуда: Невозможно знать абсолютно все. Нужно уметь договариваться с людьми, которые в каких-то вопросах профессиональнее тебя. Коллектив Иностранки - это люди, которые "горят" за дело, профессионалы в своей области. Я работаю меньше месяца, и пока ни разу ни от кого не услышал слово "невозможно", сплошной позитив и желание реализовать любую идею, проект. Я уверен, мы найдем общий язык.

Сегодня в библиотеке работают четырнадцать международных культурных центров. Американский центр продолжит работу в прежнем режиме?

Вадим Дуда: У меня нет никаких политических задач или заказов. Культура в некотором смысле должна быть отделена от политики. Мы хотим сохранить все культурные центры и сделать так, чтобы их стало больше. Мудрость Екатерины Юрьевны, ее безусловный авторитет, умение убеждать помогали сглаживать некоторые тонкости и шероховатости, в том числе и юридические. Сегодня ни один человек не сможет этого добиться. Мы уже встречались с американскими партнерами, нашли взаимопонимание в том, что нам придется пересмотреть и изменить.

Какие центры в ближайшее время появятся?

Вадим Дуда: Мы не должны обойти внимание увеличившуюся роль БРИКС. Нельзя проходить мимо культуры стран, входящих в СНГ. Но мы не хотим и не превратимся в политическую площадку. Нужны страны, обладающие аудиторным потенциалом.

Сегодня у нас часто на должность директоров назначают так называемых "антикризисных менеджеров". Министерство культуры поставило перед вами задачу выработать концепцию развития библиотеки в течение трех месяцев. Как изменится Иностранка?

Вадим Дуда: Нам не нужны революционные изменения. Прежде всего, мы хотим, чтобы библиотека оставалась своего рода хабом международных культурных центров. Мы постараемся объединить информационные потоки всех центров - у кого-то есть семинары, языковые курсы, презентации - вся эта информация должна быть доступна и на сайте ВГИБЛ, и на информационных панелях в библиотеке - в читальных залах.

Также мы должны улучшить инфраструктуру наших мероприятий. Сегодня для библиотек проведение выставок, лекций, концертов - это инновация. А ВГИБЛ провели свою первую выставку в 1937 году! Только подумайте, как давно это было! Нужно поддержать и развить эту традицию, нам есть что показать и рассказать. Если говорить об интернете в общественном месте, то здесь он также появился раньше, чем где-либо еще: лет 15-16 назад. У нас есть все, чтобы оставаться первыми и в других инновациях.

С чего начнете изменения?

Вадим Дуда: Первое, что нужно улучшить - пространство. Оно должно быть удобным, современным, привлекательным и модным. Здесь нужно встречаться, общаться, получать доступ к современному софту. Екатерина Юрьевна Гениева как-то сказала: "Библиотека должна стать тем пространством, куда хочется привести свою девушку".


Сегодня библиотека не самое популярное место для свиданий…

Вадим Дуда: Вот именно. Поэтому второе - библиотека должна предлагать не только библиотечные сервисы. Очевидно, что раньше интересного и большого библиотечного фонда было достаточно, чтобы привлечь читателей, посетителей. Сейчас - нет. Библиотека должна стать конкурентоспособной: человек, который зашел сюда, должен остаться здесь, получив максимум - книги, занятия по литературе, истории, языку, возможность увидеть выставку, занять своего ребенка и - без иронии, пожалуйста, я знаю, как журналисты к этому относятся - перекусить.


Нам не нужны революционные изменения

Хорошо бы в Иностранке, и в районных библиотеках организовать пункты выдачи книг, заказанных в интернет-магазинах. Это не только удобно, но и логично.

Вадим Дуда: Это отличная идея, которую мы уже обсуждаем. Библиотека действительно очень хорошо умеет организовывать книжную логистику. И очевидно, что книжный магазин в библиотеке - тоже важная вещь. Мы же примерно понимаем спрос наших читателей.

Молодежь неохотно идет работать в библиотеку, потому что мало платят. Какова средняя зарплата библиотекаря у вас?

Вадим Дуда: Да, нам непременно понадобятся "свежие мозги". Но при этом важно сохранить суть: библиотека - должна оставаться в руках профессионалов. А средний заработок библиотекаря у нас сегодня сопоставим со средним заработком в московском регионе - 30-40 тысяч рублей.

Насколько сократилось количество абонентов за последние несколько лет?

Вадим Дуда: Динамика выдачи билетов, конечно, снижается. Раньше выдавали около 8-9 тысяч в год. Сейчас - около 5 тысяч.

Электронная книга тому виной или снижение культуры в целом?

Вадим Дуда: Есть такое понятие - внешний локус контроля, когда человек приписывает свои неудачи внешним факторам, на которые повлиять не может. В нашем случае это - появление интернета, снижение интереса к чтению, увеличение количества книг. Но насколько мы конкурентоспособны в борьбе за внимание человека? Насколько наш набор сервисов соответствует ожиданиям людей? Насколько интересно вернуться в библиотеку опять? Вот это находится в нашей зоне ответственности - нашу конкурентоспособность в борьбе за свободное время мы должны увеличивать.

Вы верите, что случится день, когда все бумажные книги приобретут электронный вид, а книжные новинки старого - бумажного - образца станут просто изюминкой для книголюбов?

Вадим Дуда: Я не понимаю, как можно читать для души с экрана. Книга должна быть хорошо издана: только читая с карандашом в руках, делая пометки, можно воспринимать текст глубоко. Но при этом все должно существовать вместе: эта же книга в электронном виде, чтобы быстро посмотреть, освежить в памяти, сделать справку, например. Ну, и главное - у человека должен быть выбор: хочет читать - пожалуйста, есть бумажная, есть электронная версия, только читай, пожалуйста.

Вы занимались созданием Национальной электронной библиотеки, там остро стоит вопрос об авторском праве: может ли читатель из любой точки получить доступ к книгам, на которые еще распространяется авторское право, или читать такие книги стоит непременно в библиотеке?

Вадим Дуда: К сожалению, тут от библиотекарей зависит немногое. Баланс интересов смещен в сторону правообладателей. Потребуются серьезные усилия, чтобы баланс сместился в сторону общества. Нужны новые механизмы лицензирования. НЭБ не должна быть угрозой для издателей, она должна быть площадкой справедливого распределения средств за чтение книг. С другой стороны, у нее должен быть широкий круг читателей. Как этот баланс найти - в этом и есть серьезный вызов НЭБ.

Какая у вас любимая - настольная - книга, что перечитываете?

Вадим Дуда: Сложно сказать, зачастую это зависит от настроения и от жизненной ситуации. Одной универсальной книги для всех состояний у меня нет. И с возрастом предпочтения меняются: в детстве - Джек Лондон, Хэмингуэй, в студенческие времена -Чехов, Бунин, Куприн, Булгаков, Фицджеральд, Пастернак. Друзья до сих пор вспоминают, как за один день "проглотил" Маркеса, открыл книгу и пропал. Читаю много и постоянно, если начну перечислять - это надолго.

Следите за современной русской литературой?

Вадим Дуда: Конечно. Требуется время, чтобы пропустить современную литературу через себя. Хотя у нас с вами наверняка разные представления о современной русской литературе. По причине возраста. Еще в школе выписывал журнал "Юность" с удовольствием читал Дину Рубину. И для меня она по-прежнему современный русский писатель. Мне нравится ее юмор, въедливый подход к теме, сюжету и деталям. Поэтому не люблю разговоры про женскую или мужскую литературу. Литература может быть только интересной, увлекательной, талантливой или гениальной.


Справка

Вадим Дуда родился 24 декабря 1964 года. Окончил Московский авиационный институт по специальности инженер-механик, защитив диплом на английском языке. В 2005 году получил степень МВА (American Institute of Business and Economics). Некоторое время был директором Департамента информационной политики и международных связей Министерства культуры Российской Федерации, был советником министра культуры. Он занимался вопросами развития библиотек, созданием Национальной электронной библиотеки (НЭБ), работал над созданием библиотеки Центра детского творчества в Сочи.
Автор
Текст: Анастасия Скорондаева
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе