Под защитой белой коровы

Небольшая русская народность - кацкари борется за выживание, сохраняя родной диалект

В Мышкинском районе живет маленькая, но гордая народность - кацкари. У представителей этого субэтноса русской нации есть собственный диалект, традиции и древние языческие мифы. В Кацком стане все особенное - и говор, и жизненный уклад, и даже менталитет. И все это чрезвычайно бережно хранится. В гостях у деревенских патриотов побывали корреспонденты "Каравана-РОС".

Лядела, лядела да отодубела

Сергей Темняткин - сельский интеллигент. Живет в деревне Мартыново Мышкинского района. По образованию учитель, по духу - кацкарь. А это диагноз. Кацкари - коренные жители Кацкого стана, который объединила река Кадка на северо-западе Ярославщины. Сергей - человек разносторонний и неравнодушный. Ему до всего есть дело. Кацкий стан без преувеличения можно назвать заповедником деревенской культуры. Первая лампочка и то загорелась здесь в самом конце 60-х годов прошлого века. Словом, цивилизация пришла сюда с большим опозданием. Не потому ли кацкари до сих пор беззастенчиво окают и охотно сдабривают речь ядреными диалектными словечками?

Добро пожаловать на коменничанье - мини-спектакль на кацком говоре. Россыпи остроумных частушек, баек и присловий мало кого оставят равнодушным. Изюминка кацкого говора - звук "ё" в безударном положении.

- Вздравствуйтё, Катерина-матушка, куда-то запропастилась ты, и нечуть тёбя!

- Ой, дура, лядела я!

- Да што ты!

- И кекала, и дохала, и комухой трясло!

- Ну и как, отодубела?

- Лядела, лядела да и поопналася!

Горожане незнакомым словам дивятся. Вздравствуйтё - значит, здравствуйте; запропаститься - исчезнуть, нечуть - не слышно; дура - у кацкарей обращение не оскорбительное; лядеть - болеть; кекать - икать; дохать - кашлять; трясти комухой - лихорадить; отодубеть - выздороветь; опнаться - выздороветь.

- Приятной аппётит! Чем паножитёсь? (Что кушаете?)

- У нас сённи печиво: прежонцы (пироги) с прёснушкою. Всё опряли (съели) - уж такой ёдун (аппетит) напал!

- А мы нечово не стряпали. Запётякой (кашей) рисовой наволодалися (наелись досыта) и по дёлам розбрёлись!

Вот таков он, кацкий говор - сочный, удивительный, неповторимый!

Почему у Огапеи корова яловая?

История Мартынова насчитывает три века. Летом в деревне кипела крестьянская страда, а зимой жизнь словно застывала. Мужики уходили на заработки в Питер. Трудились на фабриках и заводах, нанимались извозчиками. В Мартынове сохранилась интересная фотография - "Кацкари в Петербурге". Ярославские земляки запечатлелись для истории. Одеты по-городскому. С виду - настоящее дворянское собрание. Темные костюмы, окладистые бородки и одухотворенный взгляд. Ни за что не подумаешь, что это и есть "забитые" крестьяне, которых мы привыкли себе представлять.

- Горожане слишком упрощенно смотрят на деревенскую жизнь и культуру, - утверждает Сергей Темняткин. - Деревню принято представлять исключительно пьющей и маргинальной. Мне обидно. Как же радостно развенчивать мифы о серой убогой деревне! Кацкари - народ памятливый, да настолько, что и о монголо-татарском нашествии готовы порассуждать с такой же охотой, как о том, почему у тетки Огапеи корова третий год яловая. Потому-то жить у нас в Кацком стане приятно: хорош ли ты, плох, трудолюбив или ленив, а в изустную историю все равно попадаешь. Запомнят и увековечат.

То, что Сергея в Кацком стане увековечат, - сомнений нет. Если бы не он, кто бы знал ранее безвестное селение? Но Темняткин печалится: бежит молодежь из деревни. У деревенских родителей вырастают городские дети. Краевед винит "городское" образование - дескать, из-за него молодежь из деревни уезжает. Ратует за введение специальной учебной программы для сельской школы, чтобы дети не стеснялись своей малой родины, а гордились ею. А между тем в XIX веке в Кацком стане существовало 27 школ на 140 поселений. Впрочем, в отдельно взятом Мартынове руки не опускают и как могут сохраняют родные традиции: изучают родной говор и историю Кацкого стана.

Пропал Чугрей, а миф остался

В наш приезд в Мартынове стоял сильный ветер - это великан Хизарь пожаловал. Парень грозный, шести метров роста. Как начнет кнутом настегивать - так и ветер! Хорошо, когда спит он на кресте в Деревязинском лесу - нет тогда на земле ветра, тишь да благодать. А надумаешь свистеть на воде - оживет Хизарь. Все быстрее и быстрее вихрь, все выше и выше столб, и вот уже не столб это. Хизарь-великанище! Насмеется, натешится - и опять в Деревязино на мягкую земельку. Уснет. Да и пусть спит. Не свисти только.

Выглянуло из-за туч солнце - это на небо Белая корова вышла. Кацкие пращуры представляли себе солнце в образе белой буренки, которая приносит тепло, удачу и достаток. "Пусть к тебе Белая корова придет", - так звучит пожелание счастья по-кацки.

В дремучих лесах в верховьях реки Кадки живет Белая кобылица. Ночами прячется в непролазных чащобах, а с восходом солнца выбегает из лесу и каждый раз исчезает. Кто увидит ее - к большому несчастью. Это символ смерти. А вот встретите летающую змею Палучато - напротив, к добру. Летит по небу огонек - значит, опять Уж-Палучато своему хозяину богатство несет.

В стародавние времена жил-поживал Чугрей. Боялись его люди пуще огня. Крал Чугрей мужиков, нарушавших старинные запреты: не работать в праздничные дни, не сквернословить прилюдно. Говорят, ничего не боялся Чугрей, кроме топора. С тех давних пор и зовется сердце Кацкой земли Топором, а главный кацкий храм - Никольским на Топоре. Но умчалось чугреево время. Теперь он сам людей боится, ибо сделались теперешние люди страшней любой нечистой силы. Пропал Чугрей. Зато не пропали кацкие мифы и предания. Кто собирает их и бережно охраняет? Ну, конечно, Сережа Темняткин.

Андрей Трохин

Оригинал материала

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе