По городу гуляет Чарли Чаплин

На подворье музея-заповедника шумела в субботу грандиозная, от стены до стены Спасского монастыря, ярмарка ремёсел, где можно было горожанину и гостю Ярославля найти всё, что душе угодно – от именной карманной иконки и шикарной чёрной шали ручной вязки для состоятельных модниц до древнеславянской писанки и соломенной куклы-скрутки, оберегов от всех бед и обид.


фото: Ирина ПИЧУГИНА
Здесь, в «Городе мастеров», на игровой площадке рядом с вольером медведицы Маши в субботу за полдень, будто из белого тумана времён, как в сказке, под кисточками юных живописцев из школы искусств имени Евгения Стомпелева, что в Дядькове, за какой-нибудь час выросла многоцветная панорама древнего ярославского посада – с куполами церквей и крепостными башнями под безоблачным небом, старыми деревами набережных и бульваров, парусами яхт на синей воде.

И представьте себе: по этому былинному бело-сине-зелёному граду, написанному фирменными высокостойкими ярославскими красками, как ни в чём не бывало разгуливал великий комик Чарли Чаплин. Отнюдь не молча гулял этот гость издалека. Какими словами, приподняв на ухо котелок, приветствовал бы он нас, подсказал автограф на плакате: «Люблю я Ярославль!». Оставлен он рукой автора чаплинского портрета – президента Российской академии художеств Зураба Церетели. Эту благотворительную акцию в поддержку юных дарований объединение «Ярославские краски» придумало вместе с академией.

Правда, неотложные дела заставили её президента уехать из Ярославля на день раньше, чем сам он того хотел. Заранее договорившись с ребятами поработать над панно вместе, сдержал своё слово и в этих почти безнадёжных обстоятель­ствах. Нашёл время приехать в город мастеров вне графика, накануне. Взял кисть и экспромтом изобразил любимого героя своего детства.

Всё объяснить его юным друзьям, творчески пообщаться, а ещё лучше поработать кистью с ними плечом к плечу попросил Зураб Константинович своих коллег по академии – её вице-президента Александра Ястребенецкого, членов президиума Бориса Бельского и, на правах принимающей стороны, ярославского изографа Николая Мухина. Ребята и их педагог, директор школы искусств Ирина Семёнычева, конечно, ждали мастера в гости с особым чувством: нынешней весной им выпала честь поработать вместе с Церетели в его московской мастерской, и расставались они друзьями – до новых встреч.

Ребята тогда впервые писали маслом, причём краски были «от Церетели» – привычные для него питерские, с чёртовой дюжиной тонов. Мастер не говорил – делай, как я. У него был обычный студийный сеанс письма с натуры. Вся его мастер­ская была заставлена огромными букетами цветов, купленных по соседству на Тишинском рынке. Цветы были не просто для красоты и аромата – мастер привычно настраивал зрение по рефлексам – цветным теням, игра которых и делала букеты живыми на его натюрмортах.

– Своё дело Зураб Константинович делал радостно, даже лихо – другого слова не подобрать, – вспоминает вместе с ребятами ту поездку в Москву Ирина Борисовна. – Теперь мы поняли: он давал нам главный урок – смелости в обращении с цветом.

Недаром в молодости батоно Зураб учился в Париже на курсах развития фантазии, – подхватил тему Николай Мухин, – и сам Пикассо, увидев живопись молодого художника из России, похвалил его за умение обобщать форму цветом.

В тот день академики, не сговариваясь, вспоминали детство. На вопрос, в чём он остаётся мальчишкой, Борис Бельский ответил шуткой – дескать, за детством в его жизни «контрольный пакет». А конкретно: всю жизнь он, коренной ленинградец, любит корабли, это до сих пор в его графике основной мотив.

Сделал Бельский и такое признание:

– В свои пятьдесят я так люблю корабли, что надо мной уже все смеются.

И вице-президент академии, оказывается, тоже всё никак не может расстаться с детством. Он директор Московской академической художественной школы, именно это сейчас, говорит, его «основной жанр». Николай Мухин рассказал об одной из первых своих встреч с искусством. Как пришли они в мастерскую художника, отца школьного приятеля, как смотрел там на всё, открыв рот от восторга и удивления:

– Хозяин мастерской делал тогда детские книжки. Он снял со стены эскиз портрета главного героя сказки «Кот в сапогах» и подарил его мне. Помню, пришёл я домой, взял гвозди, приколотил подарок к стенке. Получил за это от отца подзатыльник. Но всё равно был я в тот день счастливым человеком, и эта память всегда со мной.

Пройдя вдоль всего панно, вице-президент поды­тожил свои впечатления:

– Ребята любят свой город, и это здорово.

В конце нашего «часа памяти о детстве» вернулись мы к Чарли Чаплину и автору его портрета. Когда-то Церетели сказал, что те, у кого было военное детство, тогда «не наигрались», и потому есть и у него тоже перед детством долги. Мы знаем, с какой щедростью скульптор Церетели эти долги совести отдавал и отдаёт – своим детским парком в Адлере со знаменитыми мозаичными рельефами, монументальным «Древом сказок» в столичном зоопарке, городком с героями русских сказок на Манежной площади в Москве. Да хотя бы и недавним презентом к юбилею – медведем-новосёлом парка 1000-летия Ярославля.

– Чаплин – любимый его герой, – подвёл итог нашей дискуссии возле плаката Церетели Николай Мухин. – Это ведь тоже для него память о дет­стве. А вообще я бы обсуждаемый вопрос не усложнял. Жизнь сделала Зураба Константиновича мудрым человеком, а мудрые люди, не правда ли, не могут не любить детей.
Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе