Памяти Великого Грибоедова

Поэт, публицист, искусствовед Юрий Михайлович Кублановский специально для "Ревизора.ru" – о юбилее писателя.
Юрий Кублановский.
Фото: format-a3.ru


...Только что вернулся из Хмелиты. Это имение Александра Сергеевича Грибоедова, 225 лет со дня рождения которого мы отмечаем 15 января этого года.
Хмелита - родовое имение Грибоедовых под Вязьмой в Смоленской губернии - парк и барский дом дворцового типа 18 столетия. После революционного лихолетья он превратился в руины, а война только добавила, конечно, разрухи. И вот в конце 60-х годов великий русский культуролог  и реставратор Пётр Дмитриевич Барановский привозит в Хмелиту молодого энтузиаста Виктора Евгеньевича Кулакова, ставшего директором музея-усадьбы, и начинается грандиозная, можно сказать, фантастичная реставрация Хмелиты, и постепенно она возрождается в её современной красоте и величии. В. Е. Кулаков – просто гений этого места. Он скончался совсем недавно, в 2018 году, и лежит под крестом возле здешней церкви, которая тоже превращается из руины в храм. А новым директором Хмелиты сегодня стала его дочь Надежда Викторовна. Она достойно продолжает дело своего великого отца.

В этих искусно отреставрированных интерьерах и проходила юбилейная грибоедовская конференция, на которую съехались учёные со всей России и из-за границы: литературоведы, культурологи, политологи. Замечательная царила там атмосфера: двойной праздник – 225 лет со дня рождения Грибоедова и четверть века со дня открытия музея Хмелиты, возрождённого дома в возрождённом парке. Две эти даты сошлись вместе. Сейчас это настоящее музейно-культурное гнездо. Сюда с каждым годом приезжает всё больше народу, и не только, разумеется, из ближнего Смоленска, но со всей России.

На открытии праздника многие увлеченно говорили, как велика роль Грибоедова в русской культуре. И шире – в русском социуме, и даже ещё шире – в русском языке и русской политике. Ведь каждый из нас без преувеличения ежедневно употребляет какие-то обороты, уходящие корнями в "Горе от ума". Известны слова Пушкина, впервые прочитавшего эту горькую, пронзительную "комедию": "О стихах я не говорю, половина – должны войти в пословицу". В этом отношении, поспорить с этой бессмертной пьесой может разве что "Ревизор" Гоголя.


Иллюстрация к пьесе "Горе от ума": "Вон из Москвы!.."


На вопрос, насколько близок и актуален Грибоедов сейчас, ответить не сложно: настолько произведение и великое, что оно никогда не теряет своей актуальности. Множество существует интерпретаций: одни делают из Чацкого героя, декабриста без декабря. Но снова вспомним, что говорил Пушкин: Чацкий совсем не умный человек – зато Грибоедов очень умён. И любому режиссёру интересно иметь дело с пьесой, имеющей разные, многоспектральные, порой исключающие друг друга трактовки. Отсюда успех Гоголя, Чехова и, конечно,  "Горя от ума". Кстати, очень любопытную интерпретацию пьесы привёз в Хмелиту Смоленский драматический театр...

Грибоедов был великий сын России, блестящий молодой дипломат, писатель, поэт, музыкант. Конечно, это глубоко трагическая фигура. Помните, что написала его юная вдова Нина Чавчавадзе, едва успевшая стать женой, на надгробии мужа? "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего тебя пережила любовь моя!".  Как пронзительно!


Александр Грибоедов. 


И какие пересечения: Пушкин, встретивший арбу с  мёртвым телом, спросил грузин-возниц  – что везёте? "Грибоеда"… Ведь какая драматичная, не меркнущая точка русской культуры!..

И судьба Грибоедова, и его произведения, и его чудесный вальс – они у меня в крови, текут по жилам. Думаю, что не только у меня. У каждого культурного русского человека.

Автор
Юрий Кублановский
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе