Ольга Аросева побирается по помойкам

Загородный дом Ольги Аросевой находится в поселке Писательский неподалеку от подмосковного Внуково. Здесь, среди вековых сосен, актриса живет почти круглый год. В московской квартире остается ночевать только по необходимости, если приходится задерживаться после спектакля. 

Накануне Ольга Александровна обещала нам устроить экскурсию по дачному участку, но планам помешала болезнь актрисы. Ольга Александровна встретила нас, сильно прихрамывая. 

– Совместная прогулка отменяется, и уж извините: фотографироваться не буду, чувствую себя неважно, – развела она руками. – В прошлом сезоне я упала на сцене. На высоких каблуках поскользнулась. Получила перелом малой берцовой кости в двух местах. Уже давно все срослось, но ходить подолгу устаю, да и сидеть тоже. А вот уж который день у меня нога болит сильнее обычного – обострился артроз. Я, конечно, стараюсь не унывать. Мне очень помогает плавание. Специально для этого на даче построила бассейн. Каждый день принимаю водные процедуры независимо от погоды. Температуру воды регулирую сама – бассейн с подогревом. 

Двухэтажный дом Аросевой расположен посреди ухоженного участка. Здесь симпатичный мини-скверик, беседка, аллеи для прогулок, аккуратные грядки. Дачу Ольга Александровна начала обживать 40 лет назад. Дом построила еще в советские времена. 

– Я очень люблю во-зиться в огороде. На грядках выращиваю укроп, петрушку, кинзу, в парнике растут помидоры и огурцы. Раньше, когда сил было больше, ухаживала за растениями сама, а теперь большую часть работы выполняют помощники, – рассказывает хозяйка. 

– Мне нравится заниматься домашними заготовками: консервирую овощи, делаю варенье на зиму, а из ягод еще и настойку – по собственному рецепту. Все запасы съедают гости. Я очень люблю застолья. Вот в нынешнем году мы замечательно погуляли на масленицу. Блины я развесила на ветках деревьев, как листья. Гости забирались по лесенке, чтобы их сорвать, и только потом в награду получали по стопочке. 

В саду у Аросевой много фруктовых деревьев. Но одно из них особенное – груша по имени Пани Моника. 

– Мне ее привез давний поклонник из Белоруссии, он ее и назвал так – в честь моей героини из «Кабачка «13 стульев». Эта груша 10 лет не плодоносила. И представьте себе, в нынешнем году зацвела, будто готовит подарок к моему 85-летию! 
Рядом с домом большая собачья будка. Но нынче она пустует. 

– В будке обитал любимый пес Патрик породы леонбергер. К сожалению, он не так давно умер, – погрустнела Ольга Александровна. – Он был мне верным другом и самым дорогим существом почти 10 лет. Назвала я его в честь Джона Патрика, автора пьесы «Как пришить старушку», в которой играю много лет. Патя прежде будил меня по утрам. Когда я еще спала, клал голову рядом с моей и дышал. Увидев, что открываю глаза, облизывал лицо, а потом стаскивал одеяло, требуя идти с ним гулять. С Патриком произошел забавный случай. Он любил целовать меня в ухо. В один из таких моментов он так яростно работал языком, что, видимо, застежка расстегнулась и он проглотил старинную серьгу с бирюзой и бриллиантами. Я, честное слово, волновалась не за сережку, а за здоровье моего драгоценного пса, ведь украшение могло травмировать его острыми уголками. Трое суток пришлось, сопровождая его по нужде, надевать резиновые перчатки и брать совок. Я уже волновалась не на шутку. И вот наконец он забрался в кусты, а потом вышел и меня потянул к этому месту. Смотрю, а там поблескивает сережка. Смерть Пати я пережила очень тяжело, поэтому другую собаку заводить не решаюсь. Очень по нему тоскую. 

Ольга Александровна приглашает в гостиную. Комнаты обставлены старинной резной мебелью. 

– Нынче ретро в моде, наверное, мебель обошлась недешево? 

– Стол достался мне по наследству от одного из мужей, – пояснила Ольга Александровна. 

– У вас, кажется, их было четверо. От какого из них? 

– Все мои мужья уже умерли, говорить о них не буду. Знаете ли, в мои годы рассказывать о мужчинах даже неприлично. Поэтому считайте, что стол достался от дяди. А вот стулья и буфет я отыскала на помойке. Новые хозяева перестраивали старинную усадьбу, а все, что в ней было, выкинули на улицу. Кресла я успела вытащить из костра. Пришлось на них обивку поменять. 

Почти все предметы в доме Аросевой имеют свою историю. 

– Люблю старинные вещи. Всюду, где бываю, покупаю чайники из латуни и меди, с Урала привезла каслинское литье. Еще обожаю необычные ножи и кинжалы. За 20 лет их скопилось больше сотни. 

На стенах висит несколько икон. Сделаны они руками современных мастеров – бывших заключенных, которые нашли себе приют в знаменитой обители в деревне Дураково, основанной Михаилом Морозовым, бывшим фотографом Театра им. Станиславского, давним приятелем Ольги Александровны. Закончив небольшую экскурсию по дому, Аросева предлагает присесть – напоминает о себе больная нога. 

– В свои годы вы – востребованная актриса, играете по 7–8 спектаклей в месяц, снимаетесь в кино. Как вам удается поддерживать форму? 

– Да, работы до сих пор хватает. И это очень важно, потому что мне приходится самой содержать все мое хозяйство. Где-то что-то поломалось – нужны деньги. Пока их мне хватает. Правда, новых ролей уже не дают. Возрастных ролей в репертуаре мало. От этого дефицита страдают все старые актрисы. Скоро исполняется 60 лет моей работы в театре. Нового спектакля, к сожалению, не будет. Уже 15-й год играю в бенефисном спектакле «Как пришить старушку». А вот от антрепризы я отказалась: это связано с частыми поездками, что мне уже тяжело. Свободного времени у меня мало, а когда оно выдается, ложусь, вытягиваю ноги, а голову на подушку – вот основная процедура, – смеется актриса. – Ну и конечно, гуляю по лесу, купаюсь. Никаких других способов не знаю. За забором – дача моей подруги Лии Ахеджаковой, недалеко живет и Алла Будницкая. Они мои частые гости. Общение с друзьями тоже придает сил. 

– Некогда вы слыли большой любительницей преферанса, а сейчас играете? 

– Когда-то у меня собиралась хорошая компания: легенды нашего театра – Татьяна Пельтцер, Валентина Токарская. Пельтцер можно было позвонить в четыре утра и сказать: «А что, Таня, если пулечку?» Она никогда не отказывалась. Порой мы с ней ночи напролет играли то под водочку, то под коньячок. А теперь уж и не с кем. 

– Приходилось проигрывать? 

– Однажды, это еще было в самом начале, я проиграла 200 рублей, по тем временам большая сумма. Потом чаще выигрывала. А вот Пельтцер играть совсем не умела. Актеры даже этим пользовались. Поиздержавшись на гастролях, шли к ней сражаться. 

– Многие азартные люди суеверны. А вы? 

– Я верю в приметы. Но они не связаны с преферансом. К примеру, если наденешь вещь наизнанку или упадет парик, то жди какого-нибудь недоразумения на сцене. 

У меня есть везучие числа – 7, 13 и 21, а вот число 8 приносит неудачи и разочарования. Случаются порой и пугающие вещи. Например, у нас в театре шла пьеса «Самоубийца». На протяжении всего спектакля на сцене стоял гроб. По ужасному совпадению все смерти в нашем театре, причем не только актеров, но и членов их семей, происходили именно в те дни, когда играли «Самоубийцу». 

– Ольга Александровна, есть ли в вашей жизни такое, о чем бы вы пожалели, что случилось именно так, а не иначе? 

– Я не жалею ни о чем, что сделала. А жалею, что нет детей. Много работала и вот не успела. Но у меня есть правнучка замечательная, Лизок, ей еще двух лет нет. У одной из племянниц аж семеро детей. Поэтому я богатая бабушка. Люблю, когда внуки собираются у меня в гостях. Но, признаюсь, выдерживаю этот шум и гам только один день, общение с ними мне необходимо, но эпизодически, а не постоянно. Наверное, я эгоистка. Это плохо. Но жизнь меня поставила в такие условия. Я всегда заботилась о себе сама. Рано лишилась родителей, не было сильного мужчины рядом, на которого могла бы опереться – мужа, богатого любовника. Главной моей любовью была моя профессия. Ни один мужчина не внушал мне любовь больше, чем любовь к театру. Впрочем, никаких претензий к мужскому роду у меня нет. Наверное, потому, что я не ставила себя в зависимость от мужчин и своей судьбой всегда распоряжалась сама. Теперь я живу одна, но не одинока. У меня есть друзья, родственники. Справляться с бытовыми проблемами помогают водитель и домработница. Поэтому, случись что, в беде не останусь. Но что там скрывать, есть вещи, которых боюсь – отсутствия денег и потери здоровья. Хотя деньги можно всегда восполнить работой. А со здоровьем, конечно, сложнее. 

– Как собираетесь провести нынешнее лето? 

– Думаю выкроить время для съемок в кино и обязательно съездить на море, я счастлива, что могу себе это позволить, ведь пляж, звуки прибоя – это мой любимый отдых. 

Мужчины в ее жизни 

• Первым мужем Ольги Аросевой был актер Владимир Сошальский. Разведясь с нею, он женился еще шесть раз. Одной из его жен была Нонна Мордюкова. 

• Вторым ее супругом стал артист родного Театра сатиры Юрий Хлопецкий. В этом браке у нее мог бы появиться ребенок. Но помешали трагические обстоятельства. В день похорон Сталина она, беременная, возвращаясь из театра, попала в толпу. Давка была невероятная. Выбравшись из толкучки, Ольга почувствовала себя плохо. Началось кровотечение. Вечером пришлось вызвать скорую. В результате ей сделали операцию. С тех пор наступило бесплодие. 

Кстати 

12 июня 1935 года в подмосковном Тушино в честь Дня авиации проходил парад. Оля Аросева, дочь советского дипломата, стояла с отцом среди высокопоставленных чиновников. На парад пришел и Сталин. Он спросил Олю, сколько ей лет. «21 декабря будет 10», – ответила она. Вождь усмехнулся: «Я тоже 21 декабря рожден – приходи, вместе праздновать будем». Свой букет, который ему подарили пионеры, Сталин протянул Оле. А в день рождения девочка и впрямь пошла в Кремль с цветами. Но ее к Сталину, конечно, не пустила охрана. 

«Кабачок «13 стульев» – телепрограмму, которая прославила Аросеву, очень любил Леонид Брежнев. Однажды актриса заболела, и выпуск «Кабачка» вышел без ее участия. Во время следующей записи в студию пришел председатель Гостелерадио Сергей Лапин и выяснял: «А почему нет Аросевой?» Оказывается, Брежнев позвонил ему и спросил: «Что там у тебя происходит? Где пани Моника?» 

Наталья Петрова.

Собеседник

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе