Позиция Сокурова проста: историческая часть Петербурга есть высочайшее архитектурное достижение России, требующее полного сохранения. Следует объявить мораторий на строительство в городе до разработки градостроительной политики, в полной мере учитывающей культурную ценность города в целом.
Эта позиция была выражена в письме, подписанном деятелями культуры, в том числе и Сокуровым, и отправленном в Совет Федерации и в Государственную думу РФ в прошлом году. В нем изложена практическая программа действий для властей Петербурга, буде они озаботятся сохранением своего города. Но никакого ответа, разумеется, не последовало.
В письме изложены меры градостроительного регулирования. В отсутствие таковых ответственность падает даже не столько на застройщиков, цели и желания которых всегда одинаковы, сколько на людей, считающихся профессионалами. Однако приходится согласиться с Сокуровым, когда он говорит:
«Вот эти странные люди, которых у нас называют архитекторами, это люди, у которых нет никакой — ни гуманитарной, ни прочей — программы и задачи, и самочувствования никакого».
Современная русская архитектура в своей подавляющей части лишена всяких следов социальной ответственности, гуманистического пафоса, какой-либо позитивной идеологии, кроме собственно идеи возведения сооружений. Можно привести массу объяснений, почему в среде наших архитекторов так ничтожно мало идеалистов, так не хватает ответственных за свои действия людей, настолько редки чувствительные и тонкие натуры. Но эти оправдания нисколько не исправят положение.
Архитекторы замкнулись в касту, изолированную от общества, с одной стороны, верой, что их искусство недоступно пониманию простых смертных, а с другой — тем обстоятельством, что люди этой профессии нисколько не чувствуют себя чем-либо обязанными обществу. Их заказчик теперь всегда капитал — будь то частное лицо, корпорация или госбюджет, который тоже редко озабочен социальными вопросами.
И оказывается, что борьбой за сохранение нашего главного архитектурного достояния занимаются актеры, музыканты, писатели, реставраторы, но не те люди, для которых естественной средой обитания мысли должна быть русская архитектура. А самые высокие, самые строгие требования к текущему состоянию архитектуры, которые следовало бы сформулировать архитектору, публично высказывает один из ведущих русских режиссеров.
OpenSpace.RU