НАТАЛЬЯ ПРОКИНА: «Телевидение зомбирует нас»

О введении дресс-кода, погоне за успехом, семейных ценностях и фотографиях публичных людей идет речь в нашей «Беседке». В гости к «Юности» журналист Ксения Титова пригласила директора театра юного зрителя Наталью ПРОКИНУ.

– Наталья Николаевна, сейчас самый обсуждаемый вопрос в стране – возможное принятие закона, запрещающего публиковать фото людей без их письменного согласия. Вы, человек, который и сам нередко находится в центре внимания фото- и видеокамер, как к этому относитесь?

– Честно говоря, о подобном законе я пока еще ничего не слышала, но думаю, это правильно. Нередки случаи, когда человека снимают либо не в той позе, либо в неправильном ракурсе: вдруг он не так повернулся, или у него непричесанная голова. В публикации подобных снимков обязательно должна быть корректность. Любой человек думает в данной ситуации: ведь это же я и моя фотография, откуда мне знать, кто и как ею воспользуется. И правильно, что теперь это можно будет хоть как-то проконтролировать.

– Но ведь публичные люди должны понимать, что они всегда на виду, и не допускать непричесанной головы или недостойного поведения…

– Люди подобных профессий это знают и за собой следят. Иначе бы они не были публичными людьми и не занимали бы такие должности и положение. Но ведь помимо профессии у этих людей есть своя личная жизнь. Может возникнуть ситуация, когда профессия в силу личных обстоятельств отойдет на другой план, и совсем неприятно, если в этот момент на тебя будет нацелена фотокамера, и кто-то потом захочет использовать эти снимки непонятно в каких целях.

– Кстати, о внешнем виде. Сейчас стало очень популярным такое слово, как дресс-код. Не то что в школах, но и во многих фирмах стали вводить обязательную форму одежды. Нужна ли такая унификация в наше время свободных нравов?

– А это никакая не унификация. В случае с фирмами все предельно ясно. Каждая организация ставит перед собой определенные задачи, которые направлены на достижение какого-либо результата, например, создание себе имени на рынке и получение прибыли. Успешность их выполнения зависит от многих факторов, в том числе и от престижа фирмы. Согласитесь, одно дело, когда заходишь в офис, где неубранные помещения, разбросанные бумаги и лохматые девицы, и совсем другое дело, когда все, начиная с крыльца и заканчивая одеждой сотрудников выглядит с иголочки. Впечатление производит разное.
Что касается школы, то сейчас таких строгих правил, какие были в мои школьные годы – коричневая форма, черный фартук, нет. Просто вводятся какие-то ограничения. Например, нельзя ходить с пирсингом, оголять живот. И это правильно. Ведь так детям прививается элементарная культура одежды. Конечно, не стоит всех причесывать под одну гребенку, но дети должны понимать, куда и в чем можно или нельзя пойти.

– Но ведь сейчас одежда – одна из форм самовыражения человека. Как же тогда быть со свободой выбора?

– А ее никто и не отменял. Ради бога, одевайтесь как хотите, только знайте, как и куда. Есть же масса вариантов: одежда для отдыха, одежда для работы… Просто не надо все мешать в кучу и, к примеру, носить на работу одежду для дачи или ночного клуба. Помните, были времена молодости наших родителей, когда у женщин были отдельные платья и туфли специально для похода в театр. А сейчас мы в детском театре сталкиваемся с тем, что зрители запросто могут прийти в спортивных штанах и кроссовках. И даже ноги перед входом в театр не вытрут. Это разве правильно?

– Раньше поход в театр был целым событием. А сейчас количество ваших зрителей не изменилось? Ведь у детей есть компьютер и телевизор, чтобы скоротать свободное время…

– Оно действительно уменьшилось, но во многом это связано с результатами той демографической ямы, которая случилась сразу после дефолта. Детей рождалось меньше, а потому и количество зрителей сокращается. Но театр по-прежнему интересен им. Потому что ему удается попасть в вечные темы – честь, любовь, достоинство. Другое дело, что с такой конкуренцией, как компьютер и телевизор, театр тоже должен развиваться, брать на вооружение какие-то новые технические средства. Другими словами, идти в ногу со временем. Чтобы быть интересным сегодняшнему молодому зрителю, надо говорить на понятном ему языке.

– Сейчас очень многие театры перебарщивают со стремлением не отставать от времени. Нередко пользуются в представлении нецензурными выражениями, чтобы привлечь внимание. Вы считаете, это допустимо?

– Для меня очень важна мера вкуса, литературный язык спектакля, и потому я подобные вещи не приветствую. И никогда не буду. Я считаю, что у театра и у любого артиста есть масса других выразительных средств, чтобы затронуть зрителя, кроме нецензурной речи. Театр не должен опускаться до уровня какой-то развлекаловки. Это живое искусство, и его нужно беречь.
Телевидение и без того сильно влияет на формирование современного человека, это очень видно на взрослой аудитории, а вот на детской много меньше. И театр не должен усугублять эту ситуацию.

– Правильно ли я поняла: телевидение больше зомбирует взрослых, нежели детей?

– Именно. Это выражается в реакциях на то, что происходит на сцене, в реакциях на шутки, игру артистов. Удивительно, но штампы телевизионных развлекательных передач на детей не так действуют. Может быть, потому что они больше готовы воспринимать что-то новое, нежели взрослые. Они больше реагируют на настоящее.

– А вы сами смотрите развлекательные передачи?

– Редко, когда выдается свободное время, смотрю канал «Культура», исторические передачи. Сейчас они достаточно интересные. Хотя я и историк по образованию, но нас ведь в то время многому не учили. Сейчас несколько иные подходы к историческим событиям.

– А есть ли такие ценности, что должны оставаться всегда?

– Честь, Достоинство, Любовь и Родина. Это то, о чем писали Шекспир, Островский, о чем писали все великие. Это ценно всегда. Поэтому эти авторы современны сегодня. Я не думаю, что пьесы о квартирном вопросе будут интересны через 15 лет.
Но есть и те вещи, от которых не мешало бы избавиться. Например, я очень не люблю халатности на работе, вранья, пьянства…

– Говорят, пьянство у русских в крови…

– Это просто глупость. Исторический пример: если взять средневековую Европу и Россию в одно и то же время, то варварами в основном была та сторона – Европа. У нас было слаженное государство, и медовуху мы пили только по праздникам. А почитайте, что творилось тогда в Европе. Конечно, за последнее время проблема пьянства усугубилась. Причем не только она, но и проблемы с беспризорными детьми, бомжами. У нас в стране многое изменилось. А ведь пятнадцать лет это не такой большой период для создания нового государства с сильной экономикой, спокойным внутренним климатом. Но для того чтобы что-то разрушить и потерять, этого достаточно. Восстанавливать труднее.

– Есть мнение, что это происки внешних врагов…

– Сложно сказать, я с врагами не встречалась. Но в принципе почему нет? Никогда сильная страна Россия никому не была нужна. Посмотрите на послевоенную политическую карту, ведь СССР доминировал. Это была супердержава, и понятно, что тех, кто таковыми не являлся, но очень хотел ими стать, это могло не устраивать.

– А если рассматривать не страну, а отдельного человека. Вы верите в судьбу, влияние внешних факторов? Или все зависит от самой личности?

– Нет, я не фаталист. Все блага достигаются трудом, а не валятся с неба на голову. А когда человек трудится, то, конечно, есть и обстоятельства, которые складываются тем или иным образом, либо помогают человеку, либо препятствуют.

– Сейчас для многих людей определяющей стала пришедшая с Запада формула «добейся успеха». Это становится целью жизни. Так и должно быть?

– Мы ушли от уравнительного образа жизни, планирования, а потому это действительно становится главным. Не знаю, плохо это или хорошо. Вопрос, какими средствами это достигается.

– Но в погоне за успехом, некогда создавать семью, воспитывать детей…

– Я не думаю, что виной всему именно формула успеха. Просто сейчас другая жизнь. Человек вынужден много работать, чтобы нормально существовать. И не считает нужным заводить семью, потому что ее не на что содержать. Если в советские времена пусть трудно, но люди могли получать квартиру, то сейчас нет. Куда молодому человеку привести жену и детей: к родителям или в съемный угол? Ведь свое-то жилье нужно заработать. А если зарабатывать, то тогда о какой семье идет речь. И квартирный вопрос не одна причина. Их всегда несколько, и каждая из них имеет имя, фамилию, отчество и год рождения. То есть для одного человека это одно, для другого – другое.
Современная молодежь теперь параллельно с учебой в институте еще и работать успевает, чего не было в мои студенческие годы. И многие делают это не по собственному желанию, а по необходимости самостоятельно себя содержать и оплачивать себе образование. И в целом действительно наша жизнь все больше и больше похожа на европейскую.

– Кстати, в Европе часто семейный вопрос решают так: муж и жена не живут вместе. У них прекрасные отношения, но разное хозяйство. Он живет сам по себе, она – сама по себе. А на уикенд встречаются и вместе проводят время. Может, и нам так попробовать?

– Честно говоря, я для себя такой семьи не представляю. Но, может быть, кому-то так удобно. Возможно, таким образом супруги пытаются избежать бытовых проблем. Например, пришли оба с работы усталые, и начинается: ты чашку не помыла, ты кастрюлю не убрал. И все: развод и девичья фамилия. А так они каждый со своей чашкой, и никто никого напрасно не дергает. Отдохнули – и в субботу в театр.
Но для меня все же моя семья главное в жизни. Она – моя опора, место, где меня всегда поймут и поддержат. За что я безумно благодарна ей.

Ксения ТИТОВА
ЮНОСТЬ, 11.10.2006
 
Оригинал материала

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе