Наперегонки с историей

Прототипом Адама Козлевича, водителя легендарной «Антилопы-гну», был ярославец Осип Сагассер
В понедельник в Ярославском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике сделали полуторачасовую остановку участники VI ралли классических автомобилей «Золотое кольцо».


Поклонники автомобильной классики стартовали в субботу с Васильевского спуска в столице, чтобы за четыре дня проехать 1200 километров по древним русским городам – Москве, Яхроме, Угличу, Ярославлю, Костроме, Иванову, Суздалю. В четырехдневном пробеге участвовали порядка 40 ретроавтомобилей, которые сошли с конвейера до 1979 года.
– К примеру, наш выпустила еще до второй мировой войны старейшая английская фирма «AC Cars», которая работает с начала 1900-х годов, – рассказывает автогонщик из Москвы Виктор Данилов, показывая на элегантное баклажанового цвета авто, которое в числе первых прибыло в музей-заповедник.
Для супругов Виктора и Татьяны Даниловых «Золотое кольцо» не первое ралли. До этого автолюбители участвовали в легендарной итальянской гонке «Mille Miglia» («Тысяча миль»). В этом состязании традиционно соревнуются почти 400 экипажей со всего мира на автомобилях, выпущенных до 1957 года. Наперегонки с другими гонщиками Даниловы ехали по северу Италии от Бреши до Рима и обратно, преодолев 1600 км по проселочным дорогам. Первыми не стали – для столь значительных побед опыта маловато.
– В Италии гонки очень сложные, – вспоминает Татьяна. – На «Тысяче миль» приходилось не останавливаться даже на ночевку. А по «Золотому кольцу» ехать одно удовольствие. Двигаемся не спеша. Есть время местные достопримечательности посмотреть. Очень понравилось в Угличе. Прекрасный город с замечательными церквями.
Ралли «Золотое кольцо» появилось как аналог «Mille Miglia». Но когда в 2004 году председатель Московского клуба классических автомобилей Борис Баженин учредил «Золотое кольцо», он отнюдь не стремился «клонировать» престижные европейские состязания. Поклонник автомобильной старины преследовал цель перенести гонки на российскую почву, «заточить» под местный колорит.
– У нас
другая страна, другие люди и дороги. Поэтому и гонка получилась совершенно особая, – рассуждает Борис. – Принципиальная особенность «Золотого кольца» в том, что каждый год маршрут меняется. Количество участников растет, а уровень их подготовки становится все более серьезным. Не в первый раз в ралли участвуют итальянцы, швейцарцы, англичане.
Комиссары с желтыми флажками фиксировали время прохождения дистанции. Но как уверяют участники, кто прибыл первым, а кто последним, не имеет значения.
– В столице все экипажи стартовали в свое время, поэтому каждый едет по своему графику, – говорит второй водитель экипажа «Москвича-412» из столицы Сергей Шипилов.
Первый водитель и владелец этого автомобиля – Александр Кириллов. Спортсмен с гордостью рассказывает о том, что на подобных авто советские гонщики в 1971 – 1972 годах завоевывали призовые места в чемпионатах Европы и мира. Выпускали их в Ижевске на автомобильном заводе, который имел важное значение для «оборонки». К производству подходили серьезно, машины получались надежные. На соревнования их возили на литерных поездах.
– «Москвич-412», на котором мы выступаем, чуть ли не единственный в своем роде, – объясняет Александр. – Ведь раньше к старинным автомобилям относились как к металлолому.
Александр Кириллов старается исправить ошибки предков. Его стараниями в столице появился музей истории советского ралли.
Так уж сложилось, что в Ярославской области коллекционеров старинных спортивных автомобилей нет. Поэтому в «Золотом кольце» болеть «за своих» не получится. Но едва ли кто грустил по этому поводу. Посетителей музея-заповедника ждал сюрприз – им представилась возможность узнать, кто послужил прототипом Адама Козлевича, водителя легендарной «Антилопы-гну», проехавшей по страницам романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой теленок».
– Им был не кто иной, как наш земляк Осип Сагассер, который жил в маленьком домике на Большой Федоровской, – рассказывает заведующая сектором информации Ярославского музея-заповедника Татьяна Кравчук. – Впрочем, давно уже не секрет, что город Арбатов, где происходит действие в «Золотом теленке», списан с Ярославля.
В Ярославль Осип Сагассер приехал в 1910-е годы. Поначалу приобрел прачечную. В годы революции ее конфисковали, и экс-«буржуа» Сагассер влился в ряды ярославского пролетариата. Но предпринимательская жилка дала о себе знать. В 1921 году, решив заняться перевозкой пассажиров, Осип Карлович приобрел лошадь с пролеткой, а пять лет спустя обзавелся подержанным автомобилем. Первоначально нанял шофера, но потом сам, научившись управлять машиной, сел за руль. Десять лет спустя Сагассер даже рискнул увеличить свой автопарк до двух авто.
А в понедельник каждый ярославец, который подходил к мини-экспозиции, где на фотографиях красовался этот представительный мужчина в шляпе, чувствовал свою сопричастность и к знаменитому сатирическому роману, и к проносящимся мимо чудесам автопрома.

Юность
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе