На обочине-2

Какое значение имеют международные премии в искусстве? В науке - понятно. Наука космополитична, у нее универсальный для всех стран язык - формальное описание фактов, цифры, логика. Так что результаты разных ученых вполне сравнимы, приводятся к общему знаменателю.

В литературе столько разных языков, сколько их в Человечестве. "Где родился - там и сгодился" вполне можно отнести к писателям. Их родина - язык, там они и сгодились в меру таланта. То же касается завязанных на язык кино, театра. Но и другие искусства - музыка, с ее универсально-нотным языком, архитектура, живопись и т.д. тоже в значительной мере национальны, например, развивают темы своего эпоса, мифологии и т.д. Национальной науки - нет, а национальное искусство, бесспорно, есть. Вот есть ли искусство интернациональное - более спорный вопрос.

В таком случае - какой смысл в международных премиях, а уж тем более как этой ложкой "вычерпать вклад" в искусство? Тем не менее известно, что сами писатели, режиссеры, архитекторы и т.д. не просто хотят именно международных премий - у многих это вообще в какую-то манию превращается. Художественные натуры...

И дело не только в болезненном тщеславии, без допинга которого почти не бывает творцов. Есть и более важная вещь.

Единого Мирового Языка нет, но Мировая Культура - не миф. Она существует (другой вопрос - как она соотносится с культурами национальными, что тут первично, что вторично). Но Мировая Культура - есть, есть взаимопроникновение культур. Есть и "геополитика культуры". Важнейшая составляющая "американской силы" - не ракеты, не доллар, даже не хай-тек, а именно "всемирно-американская культура", которая во многом диктует свои нормы всему миру. Как и международно-английский язык. Да, "массовая культура гамбургеров" вызывает раздражение, а то и просто ненависть во многих странах. И тем не менее - Голливуд, рок, джаз, целый ряд других явлений американской культуры "заставляют" двигаться все Человечество в своем ритме. "Заставляют" не силой, а притягательностью, соблазнительностью. Примерно так обстояло дело в XVIII-XIX веках с французской культурой, которая сделала для влияния Франции в мире побольше Наполеона. Как и Толстой с Достоевским и Чайковским сделали для влияния России больше, чем все Императоры с Суворовым в придачу ...

Международный престиж может не соответствовать таланту и произведениям отдельного художника. Но в целом он показывает мировую востребованность культуры, искусства той или иной страны. У международного престижа есть много критериев. Но если речь идет о культуре высших достижений, оценка экспертов - т.е. те самые мировые премии - один из главных показателей.

В мире - тысячи национальных (скажем, в Германии - 139 литературных премий!), сотни международных литературных и художественных премий. Самые престижные: Нобелевская по литературе, премии Вольфа, Киото, Принца Астурийского, Бальцана, Императора Японии - каждую из них присуждают по нескольким дисциплинам. Литературно-гуманитарная премия - Гете (Франкфурт), литературные - Иерусалимскую, Андерсена, А. Линдгрен, Нейштадтская. По архитектуре - Прицкеровская. Кино - высшие награды фестивалей в Канне, Венеции, Берлине, Чикаго, Торонто, Карловых Варах, Сан-Себастьяне, Лондоне, Локарно, Москве, а также за лучший иностранный фильм - "Оскар", "Давид ди Донателло" (Италия) и БАФТА (Англия). Есть и целый ряд других.

В 2012-м у России - сухой счет, ноль, ни одной серьезной премии. Но, конечно, один год - не показатель.

Возьмем более длинную дистанцию. Вот - Нобелевская премия по литературе. Сегодня в 15 странах живет 21 лауреат (в т.ч. в США и Германии по три лауреата, во Франции два). Русских писателей среди них нет. За всю историю Нобелевские премии получили 108 литераторов. Больше всего англоязычных (26), русскоязычные на 7-м месте - 5 лауреатов (4,6%, что в 2 раза превышает процент русскоязычных людей в мире): Бунин (1933), Пастернак (1958), Шолохов (1965), Солженицын (1971), Бродский (1987). Легко заметить, что "золотой век" приходится на период 1958-1971 года. Так было не только в литературе. Примерно в эти же годы (1956-1975) получили Нобелевские премии 8 советских ученых из общего числа 14 российско-советских научных лауреатов. Тогда же (1958 г.) фильм "Летят журавли" получил единственную в истории нашего кино Золотую пальмовую ветвь самого престижного в мире Каннского фестиваля (всего за историю фестиваля присуждена 91 Золотая ветвь, в т.ч. США - 19, Италия и Франция по 12 и т.д.). В 1968-м и 1980-м Бондарчук и Меньшов получили "Оскара" за лучший иностранный фильм, а третьего русского "Оскара" получил Михалков в 1994-м (всего за историю "Оскара" в этой номинации присуждено 65 наград).

Вообще же за последние 20 лет работающие в России деятели искусства получили лишь три по-настоящему престижные награды (все - кино): кроме "Оскара" Михалкова еще Золотые львы в Венеции Звягинцев (2003) и Сокуров (2011, за интернациональный фильм "Фауст"). Отдельно стоят: Ростропович и Плисецкая, которые в эти годы получили премии Императора Японии и принца Астурийского (а Ростропович еще и премию Вольфа). В мире таких международных маэстро - от литературы до архитектуры - сейчас 30-40 человек, в России они - последние из могикан (при том, что Плисецкая живет в основном в Литве и Германии). Среди 122 лауреатов премии Императора были еще композитор Губайдуллина (живет в Германии) и бывший гражданин СССР, а ныне США, художник Кабаков. По остальным перечисленным выше премиям за последние годы лауреатов из России не было.

Максимальный интерес в мире был к советской культуре, особенно в период "полуоткрытости" 1950-1970-х годов. Конечно, отчасти это было связано с общим интересом (и страхом) по отношению к Сверхдержаве. А вот когда мы стали открытой страной, наша культура не смогла стать неотъемлемой частью европейской и мировой культуры, наши мастера не стали частью мирового художественного бомонда.

Текст: Леонид Радзиховский

Российская газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе