Музеи приравняют к поликлиникам?

“Золотой” фонд России оказался под угрозой  

На чрезвычайное заседание Союза музеев России съехались музейщики из 35 регионов страны. На повестке дня — вопрос о поправках к закону “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений”. Под длинным названием скрывается жуткая перспектива: если на осенней сессии Думы поправки примут, то музеи станут просто “предоставлять населению услуги”. А как же сохранение культурного фонда страны? Научная деятельность? О расширении фондохранилищ можно вообще забыть. Что намерены предпринять музейщики, узнал корреспондент “МК”. 

Только недавно министр культуры Александр Авдеев заявил: “Нам срочно необходим закон о культуре. Мы хотим зафиксировать высокий статус работников культуры. Это политическая задача — сделать такой закон”. 


Не прошло и двух недель, а музейщики собрались обсуждать закон отнюдь не о повышении их статуса, а о его падении. 

— Главная опасность этих поправок в том, что там прописана основная деятельность музея как учреждения, оказывающего услуги населению, — рассказывает член президиума Союза музеев России, директор Литературного музея Марина Гомозкова. — Но совершенно забываются основные наши задачи: сохранение, накопление культурных ценностей и научная деятельность музеев. Статус музеев снижается и приравнивается к потребительским, бытовым организациям. Это значит, что музеи теряют свою функцию! 

По данным Союза музеев России, ситуация в стране весьма плачевная. Главная проблема — нет оптимальных условий для хранения музейного фонда. 80% музеев страны по-прежнему размещены в зданиях, не приспособленных в полной мере для хранения и экспонирования музейных предметов. А еще 40% музейных экспозиций и фондохранилищ размещены в культовых зданиях, отнесенных к памятникам истории и культуры. Они вообще не приспособлены для хранения. Картины, рукописи, мебель… Перечень материалов, которые нужно сохранить, безграничен 

— А ведь, скажем, мемориальный, исторический дом вообще практически невозможно приспособить под хранилище, — продолжает Гомозкова. — Есть, конечно, специальное оборудование, которое экономит место. Это шкафы для графики, сетки для живописи… Но большинство музеев не оборудовано даже такими. Если эти поправки примут, то проблема станет катастрофической. Кто будет выделять деньги на фондохранилища, если мы только “предоставляем услуги населению”? 

Волнующую тему обсуждали больше 70 руководителей музеев. Решили направить свои поправки к поправкам — уж простите за каламбур — в Госдуму, Общественную палату. Также этот вопрос собираются поднять в Комиссии по культуре при Президенте России. 

В этой ситуации музейщиков утешает одно: “Хорошо, что нам показали поправки к закону до его принятия. Так мы хоть как-то можем повлиять на ситуацию”, — заключила Гомозкова.

Мария Москвичева

Московский комсомолец

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе