«Муляж» федерального значения

К 1000­летнему юбилеюот древнего Ярославля могут остаться лишь красивые оболочки

Около года назад был отменен мораторий на приватизацию памятников федерального значения. Не получится ли так, что с новыми собственниками памятники архитектуры утратят свой уникальныйстатус?

 

Реклама уродует фасады

Приватизированными оказались почти сотня ярославских памятников. Так, например, в центральной части дома усадьбы Матвеевских ведут свой незатейливый быт жильцы, вселившиеся после революции. Другие памятники и вовсе превращаются в привлекательные для бизнесменов объекты развлекательно­туристического комплекса. Огромные вывески на магазинах и баннеры уродуют фасады двухэтажных домов на улице Свободы.

Да что там! Дворец Салтыковых, где сейчас располагается экономический факультет Ярославского госуниверситета, представляет собой удручающее зрелище. Обшарпанный фасад даже отдаленно не напоминает дворец. Между тем это одно из немногих строений дворцового типа, которые сохранились в городе. Власти об этом знают. Наверное, поэтому к 1000­летию обещают экономфаку вернуть утраченный облик.

Заместитель председателя Ярославского городского отделения ВООПИК Фаина Доровская считает, что лучшая форма сохранения памятников архитектуры – создание в них музеев, проведение в бывших усадьбах ярославских купцов выставок и экспозиций. Но как это сделать? Выселить народ нельзя, да и современные купцы вряд ли захотят отдавать лакомые кусочки в центре города ради сохранения прошлого.

– В центре города, в самом начале улицы Собинова, есть уникальный памятник гражданской архитектуры. Не видели? – удивляется заслуженный архитектор России Семен Новиков. – Небольшое одноэтажное здание принадлежало когда­то колокололитейному заводу купца Оловянишникова. Долгое время памятник и вовсе стоял без дела, Комитет по охране памятников не защищал его. Теперь какая­то непонятная фирма надстраивает этаж, что может погубить историческое здание. А ведь это XVIII век!

Возьмем Крестовоздвиженскую церковь XVII века на улице Кооперативной. Культовое здание до сих пор стоит обезглавленное. И это в преддверии 1000­летия.

Знал бы купец Сорокин...

Еще одно заброшенное здание в центре города – дворец со львами на улице Большой Октябрьской. Бывший дом купца Сорокина, который во времена советской власти был приспособлен под туберкулезный диспансер. Временные хозяева здесь меняются постоянно. И каждый, вступая в права, обещает вернуть дому былое изящество. Перед Новым годом Комитет историко­культурного наследия рассмотрел проект восстановления Дома Сорокина. Проект выполнил архитектор Киселев по заказу одной из ярославских организаций. Решение архитектора специалистам понравилось. Дом числится в федеральной собственности, но в списке памятников, которые будут реставрироваться за бюджетные деньги (а к 1000­летию нужно отреставрировать 33 памятника), его нет. Власти надеются, что памятник, попав в руки собственника, будет отреставрирован за его счет. Кто же захочет приобрести себе в собственность такое неблагополучное здание с палочкой Коха?

– Исторический центр города не должен меняться, – уверен председатель общественного объединения «Гражданское общество Ярославия», доктор технических наук Станислав Павлов. – Ярославль – это чудо! Флоренция по сравнению с нашим городом по архитектуре ландшафта и рядом не стояла. С новоделами в исторической части следует быть предельно осторожным. В наш город туристы едут не ради развлекательных центров и магазинов, а ради уникальных памятников истории и архитектуры. Возможно, закон, который снимает мораторий на приватизацию памятников, позволит сохранить наше историческое наследие с помощью инвесторов, раз уж у нашей нефтяной державы не хватает денег на охрану исторического наследия. Только тогда нужен четкий закон: купил – живи, но уродовать фасады не смей. Лучше бы, конечно, не приватизировать, а сдавать в аренду. А деньги, вырученные с арендаторов, пускать на реставрацию.

Особняк Кузнецовых хозяев не дождался

Председатель областного Комитета историко­культурного наследия Юрий Аврутов убежден, что архитектурное наследие, оказавшись в руках прагматичных собственников, разбазариваться не будет. А с теми, кто приобретет себе в пользование бесценный кусочек прошлого, заключат охранные обязательства. Современных негоциантов обяжут привести памятник в порядок, сохранив его для потомков. А комитет станет проводить регулярные проверки, следя за выполнением обязательств. Но это все теория. Так ли будет на практике?

Особняк Кузнецова на улице Терешковой, 29 новых хозяев пока не дождался. Крыша рухнула, фасад обшарпан. Центр Ярославля памятник явно не красит. Но дом сохранился, устоял. Что его ждет в будущем, никто не знает.

Другому памятнику архитектуры на той же улице повезло гораздо меньше. Дом № 10 просто исчез с лица города, а вместе с ним и уникальный образец деревянного зодчества. Аппетитную землицу тут же расхватали застройщики.

Кто­то из читателей скажет: да зачем церемониться со старыми развалинами. Не проще ли снести эту рухлядь и построить новое здание, краше прежнего?

– Новодел – это фальсификация истории, – считает кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры культурологии и журналистики ЯГПУ Мария Стовичек. – Но проблема в том, что восстанавливать архитектурные памятники у нас привыкли походя. В ветхих зданиях, причисленных к жилому фонду, обычно проводятся лишь ремонтно­укрепляющие работы. Латают крыши, обновляют фундамент, но не производится консервация. Получается, дом сохраняют не ради здания как памятника архитектуры, а ради красивой оболочки. Нанесли «макияж» – и замечательно. Главное, чтобы дом не портил облик улицы.

Р. S.: А у вас, уважаемые читатели, есть сведения о погибающих памятниках? Звоните, пишите, присылайте фотографии. Давайте спасать сообща наш любимый город.

Дом Сорокина (ул. Большая Октябрьская, 48а)

Здание построил во второй половине XVIII века ярославский купец Затрапезнов. Особняк был временной резиденцией первого ярославского губернатора Алексея Петровича Мельгунова. В XIX веке здание купил владелец свинцово­белильных заводов купец Сорокин, и фасад особняка был украшен четырехколонным портиком в стиле классицизма.

Усадьба Матвеевских (пл. Челюскинцев, 16, 16а, Советский пер., 5)

В 1805­1807 гг. в доме Матвеевских размещалось Демидовское училище. Здания у него тогда не было, поэтому купцов Матвеевских попросили сдать помещение в аренду. В 1863 году квартиру в усадьбе снимал ярославский губернатор. В начале ХХ века в ней селились отставные военные, дворяне, чиновники, торговцы.

Памятник архитектуры федерального значения.

Крестовоздвиженская церковь (ул. Кооперативная, 2)

До середины XVII века на этом месте стояли две небольшие деревянные церкви Ловецкой слободы. Церковь венчала шатровая колокольня начала XVIII века.

В 1920­е гг. главы церкви разобраны. В 1930­е гг. фрески забелены.

Дом Салтыкова

Здание XVIII века составляет единый комплекс с Власьевской башней и Знаменской церковью. Планировочный тип дома уникален для Ярославля – замкнутое каре с арочным проездом на территорию внутреннего двора.

Является объектом культурного наследия федерального значения.

Иван Порфирьевич Оловянишников (1783­1859), ярославский купец первой гильдии, владелец колокололитейного завода и шелковой мануфактуры, потомственный почетный гражданин, Ярославский городской голова.

Наталья Колбина

Караван-Рос

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе