Как библиотеки переживают пандемию

"Слова о маленькой зарплате по-прежнему актуальны".
Фото: gpib.livejournal.com


27 мая — общероссийский День библиотек. В этом году празднику двадцать пять лет, и, подобно юбилейному Дню Победы, он отмечается главным образом в онлайн-формате. Какие изменения внесла пандемия в жизнь отечественных книгохранилищ и какое будущее их ждет, корреспонденту «МК» рассказал президент Российской библиотечной ассоциации Михаил Афанасьев.


— С какими главными трудностями столкнулись библиотеки за последние два месяца?

— В отличие от системы образования, которая, как мы видим, была до современной ситуации ориентирована на обучение в классе, библиотеки последние как минимум два десятилетия активно осваивали интернет-пространство для продвижения своих ресурсов, проведения мероприятий — транслировали то, что происходит в библиотеке, занимались оцифровкой книг и формированием электронных коллекций. Так что нельзя сказать, что ситуация закрытой для посещения библиотеки стала непреодолимым препятствием для работы. Сегодня мы можем насчитать десятки форм работы, которые применяют библиотекари, общаясь с читателями вне своих стен. От традиционных обзоров литературы и встреч с авторами до квестов, читательских конкурсов, марафонов и интеллектуальных игр. Библиотекари читают детям сказки по телефону, создают буктрейлеры и виртуальные выставки, проводят мастер-классы, дают консультации и делают многое, многое другое, зачастую выходящее за рамки привычной библиотечной деятельности.

Трудности, конечно, появились — в первую очередь для библиотек, которые в силу объективных причин не имели технических возможностей для онлайн-работы. Это небольшие библиотеки на селе, многие школьные библиотеки. В ряде случаев и при наличии техники библиотекарям традиционной школы новый режим дался нелегко, потому что объективно интернет-аудитория не вполне совпадает с реальными посетителями конкретной библиотеки. А работа с новой аудиторией, которую, кстати, ты не видишь — дело сложное. Не случайно наиболее эффективно сработали молодежные (юношеские) библиотеки. Здесь совпало все — и аудитория, живущая в Сети, и библиотекари, живущие интересами этой аудитории, и уже накопленный интересный опыт сетевой работы.

— За время введенных ограничений число тех, кто решил воспользоваться услугами библиотек, увеличилось или, напротив, сократилось?

— Здесь сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, библиотекари, выйдя за стены своей библиотеки с рассказом о книгах и многими другими интересными сетевой аудитории акциями, приобрели аудиторию, которой ранее не имели, это несомненно. Но с другой стороны — тот человек, которого «зацепил» рассказ библиотекаря, или тот ребенок, который слушает сказку, прочитанную ему библиотекарем, скорее всего, не подозревают, что они «пользуются услугой библиотеки». Если рассматривать эту аудиторию как новых «посетителей» библиотеки, то их число, конечно, увеличилось. Что же касается тех, кто обычно приходил в библиотеку взять книгу домой, посидеть в читальном зале, то возможности пользоваться библиотекой для них сильно сократились. Компенсацией (частичной) стали для них созданные библиотеками электронные книжные коллекции. Пока нет полной картины по стране, но по отдельным примерам можно судить, в каком масштабе электронная библиотечная книга стала более востребована. Резко выросло обращение к Национальной электронной библиотеке, в которой можно найти как старую, так и современную литературу по самым разным темам. Из жизни моей Исторической библиотеки: в апреле этого года по сравнению с апрелем 2019 года из нашей «Открытой электронной библиотеки» было скачено в 1,6 раза больше документов, а к другим электронным коллекциям через сайт библиотеки обращение выросло более чем в 2 раза. Насколько полно мы смогли удовлетворить спрос наших читателей — узнаем, когда снова встретимся с ними в стенах библиотеки.

— Насколько повсеместный переход в онлайн-формат повлияет на реальное посещение библиотек?

— Повлияет, несомненно. Но результаты будут как в сторону увеличения посещаемости, так и уменьшения ее. Все зависит от того, о какой библиотеке мы говорим, и о том, какие формы онлайн-деятельности она применяет и будет применять.

Так, для тех библиотек, которые развернули активную просветительскую деятельность в Сети, их имидж у читающей публики, несомненно, вырастет, и если библиотека сможет построить мостик между тем, что она предлагает дистанционно, и тем, еще большим и еще лучшим, что она предложит человеку в своих стенах, то число ее реальных читателей возрастет. Одновременно библиотеки, особенно крупные, активно развивают (и раньше развивали) онлайн-сервисы. Сегодня не нужно идти в библиотеку, чтобы узнать, какие книги есть в ней — большинство библиотек свои каталоги выставило в Сети. Оплатить дистанционно и получить копию интересующего материала можно с помощью системы электронной доставки документов. Я уже упоминал электронные библиотеки. Здесь сами библиотекари осознанно идут на то, чтобы читателю не нужно было ходить за информацией, информация должна прийти к нему. Это общий тренд современной системы коммуникации, и библиотека должна соответствовать ему. Так что в данной сфере — уменьшение посещений (при расширении доступа к источникам) — процесс не только нормальный, но и положительный.

— Часто приходится слышать о неприлично маленькой зарплате библиотекарей. Так ли все печально?

— По каждому вашему вопросу мне приходится отвечать и «да», и «нет». И о заработной плате библиотечных работников можно сказать: «и нет, и да». Сегодня гораздо меньше слышится разговоров о низкой зарплате в библиотечной среде, потому что библиотекари как работники бюджетной сферы подпали под действие известных «майских» указов президента страны 2012 года. Тогда, в частности, была поставлена задача довести к 2018 г. уровень зарплаты библиотечных работников до средней по региону. Результатом исполнение этого указа стало заметное повышение заработной платы в библиотеках. А там, где региональный уровень достаточно высок (например в Москве), должность библиотекаря стала вполне конкурентоспособной.

Вместе с тем исполнение указов президента дало и свой побочный эффект. В тех случаях, когда у учредителя библиотеки средств не хватало, а указ исполнять надо, это приводило фактически к свертыванию работы библиотеки. Чтобы не повышать зарплату, работников переводили на неполный рабочий день, преобразовывали библиотеки. В отдельных ведомствах переименовывали должности библиотечных работников. В итоге, надо с огорчением констатировать, что слова о маленькой зарплате библиотекарей, хотя и в меньшем, чем раньше, масштабе, сохраняют свою актуальность.

— В последнее время библиотеки в крупных городах становятся все более технически оснащенными, а что происходит в небольших населенных пунктах?

— Статистика говорит нам, что 70% муниципальных библиотек страны обеспечены компьютерной техникой. Несомненно, что оставшиеся 30% относятся к небольшим библиотекам в сельской местности, удаленным от крупных городов. Это серьезная проблема, препятствующая не только развитию самих библиотек (а период карантина поставил эти библиотеки в ситуацию своего рода «самоизоляции»), но и развитию данного населенного пункта и в целом региона. Без доступа к современной информации мы не можем рассчитывать ни на экономическое, ни на культурное развитие общества и государства. Напомню, что библиотеки являются самым приближенным к населению учреждением культуры, оказывающим бесплатные услуги.

Техническое оснащение библиотек, оплата интернет-трафика, как и обеспечение их средствами на покупку новых книг (еще одна чрезвычайно острая проблема небольших библиотек) — ответственность местных органов власти. И общество вправе спрашивать с них за состояние дел. Но проблема видится несколько шире. В эффективном использовании даже тех технических ресурсов, которые имеют библиотеки, разбросанные по всей территории России, они являются заложниками общего состояния цифровизации страны. Отсутствие устойчивой интернет-связи, ее низкая скорость делает малоэффективным использование даже имеющегося оборудования. Не случайно в ряде горных регионов страны доля библиотек, оснащенных компьютеризированными читательскими местами, составляет 1–2% от общего числа библиотек. На Дальнем Востоке мы встречаем ситуацию, когда 17% оснащенных компьютерами библиотек края не имеют доступа к сети Интернет.

— В чем вы видите свою основную задачу в области развития библиотечной отрасли в ближайшие годы?

— Мне как президенту Российской библиотечной ассоциации доверено профессиональным сообществом представлять его интересы. В известной степени быть голосом библиотекарей во власти. Этому содействует, в частности, мое членство в Совете по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации, где я уже выступал по проблеме неудовлетворительного состояния комплектования муниципальных библиотек, членство в Общественном совете при Комитете по культуре Государственной думы Российской Федерации, участие в работе других подобных органов.

Мало заявлять о проблемах, надо находить способы их решения. В рамках Российской библиотечной ассоциации подготовлен проект Концепции развития библиотечного дела России, который будет обсуждаться на следующем Всероссийском библиотечном конгрессе. Но жизнь не стоит на месте, и сегодня в тесном взаимодействии с Министерством культуры разрабатывается более прагматический документ: «Стратегия развития библиотечного дела Российской Федерации до 2030 года». Тот факт, что данный документ мы разрабатываем вместе с департаментом информационного и цифрового развития Минкульта и с непосредственным участием заместителя министра культуры Ольгой Сергеевной Яриловой, вселяет уверенность, что у данного документа будет хорошая «бюрократическая» судьба, и проблемы, которые видит профессиональное сообщество, будут разрешены.

Если говорить о наших внутрипрофессиональных делах, то здесь я вижу свою миссию в поддержке единства нашего сообщества, помощи ему в процессах самоорганизации, поддержке инициатив, широком их распространении. Библиотекари — творческие люди, у них много идей, но при работе каждого в своей организации, на своем рабочем месте им зачастую сложно реализовывать свои задумки в более широком масштабе. Для этого и существует Ассоциация и ее структурные подразделения — секции, «круглые столы» и правление Ассоциации во главе с президентом.

— Можете назвать три главные причины, почему человек должен сегодня (после всех карантинов) прийти в библиотеку?

— Библиотеки сегодня очень многообразны, многообразны и причины прийти в них. Каждому — в свою.

Если у вас за спиной жизнь, пусть еще небольшая, но прожитая с книгой, если у вас есть потребность встретиться с умными людьми, побывать в «умном месте», то добро пожаловать в библиотеку. Для вас подойдет и самая большая, и самая маленькая из библиотек, которые вы встретите на своем пути.

Если вы стоите на пороге перемен, выбора пути или в вас кипит желание реализовать свой еще неизрасходованный творческий потенциал, приходите в библиотеку — здесь есть возможность для выбора, и сегодня библиотека — это лаборатория творческих экспериментов.

Если вы решили серьезно заняться исследованием — сделать карьеру ученого или стать таким знатоком, какого не встретишь среди докторов и кандидатов, если, наконец, есть вопрос, на который вы хотели бы получить серьезный и глубокий ответ — приходите в библиотеку. (Убежден: не может стать настоящим серьезным историком — профессионалом либо любителем — человек, который никогда не обращался в Государственную публичную историческую библиотеку России.)

— Что бы вы пожелали библиотекарям в их профессиональный праздник?

— Под натиском проблем, преодолевая вызовы времени, которыми так богата сегодняшняя жизнь, не терять энтузиазма. Своим творчеством содействовать развитию нашего общества, поддерживать его культуру и тем самым подтверждать тот непреложный факт, что без библиотек у человечества нет культуры, а значит, нет будущего.

Автор
Александр Трегубов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе