Искусство требует пожертвований, а не жертв

Известная фреска с изображением Тайной вечерив епископальном соборе Святой Троицы в столице Гаити Порт-о-Пренсе, к счастью, почти не пострадала от разрушительного январского землетрясения

Сьюзен Блэкни, художник-реставратор из Нью-Йорка, карабкается по груде камней, оставшихся на месте обрушившегося епископального храма Святой Троицы в Порт-о-Пренсе на Гаити в поисках обломков фресок. 

Этот храм — важная часть культурного наследия страны, и большинство росписей были уничтожены во время январского землетрясения. Две фрески из северного трансепта тем не менее остались почти неповрежденными. На одной из них изображена Тайная вечеря, на другой — Крещение Христа.
«Похоже, здесь внизу есть несколько кусков», — кричит 62-летняя Блэкни коллегам. 

Они прибыли сюда, чтобы попытаться спасти тысячи произведений искусства, поврежденных в результате землетрясения. Спасательная миссия организована Смитсоновским институтом. В июне он откроет здесь центр, где американские реставраторы будут вместе с гаитянскими коллегами работать над восстановлением порванных картин, разбитых скульптур и других произведений искусства, спасенных из-под руин музеев и церквей. 

Гаитянские художники и деятели культуры на протяжении уже четырех месяцев проводят неофициальные операции по спасению. Однако если на Гаити и есть специалисты-реставраторы, то их явно недостаточно.

Инициатива американцев финансируется за счет частных лиц и государственного бюджета США и является образцом новой культурной дипломатии. Ее вдохновители считают, что такая политика резко контрастирует с безразличием американских оккупационных властей во время разграбления художественных ценностей в Ираке в 2003 году.

«В прошлом, во времена великих потрясений или трагедий, совершались ошибки — культурное наследие не защищалось, поскольку оно не считалось чем-то важным», — рассказывает Рэйчел Гослинс, исполнительный директор президентского комитета по искусству и гуманитарным наукам, который принимал участие в сборе денег на финансирование проекта.

На начальном этапе проект финансировали три американских федеральных агентства и Лига Бродвея — группа продюсеров и владельцев театров. Представители Смитсоновского института говорят, что в ближайшие полтора года потребуется еще от двух до трех миллионов долларов. Впоследствии центр планируется передать властям Гаити.

Сьюзен Блэкни приехала на Гаити с двумя другими реставраторами, куратором музея, группой инженеров и экспертов по планировке из Смитсоновского института. Их главная задача — оценка ущерба, причиненного произведениям искусства. На основе этой информации они решат, какого рода оборудование и снаряжение понадобится для реставрации. Американцы, кроме того, некоторое время посвятят обучению своих гаитянских коллег, чтобы подготовить их к передаче лаборатории.

Операция по спасению во многом стала результатом усилий Корин Вегенер, куратора Института искусств Миннеаполиса, армейского майора в отставке, служившей в Ираке вскоре после разграбления мародерами Национального музея в Багдаде, и Ричарда Курина, заместителя директора Смитсоновского института по вопросам истории, искусства и культуры. 

Корин Вегенер, принявшая участие в экспедиции на Гаити, говорит, что ее привело в ужас произошедшее в Национальном музее Ирака. «Мне как музейному работнику было тяжело видеть лица своих коллег тогда, — рассказывает она. — Как бы я себя чувствовала, если бы однажды пришла на работу и увидела, что 15 тысяч экспонатов украдено? Я не хочу, чтобы эта история повторилась на Гаити».

Некоторые из местных официальных лиц и деятелей культуры, с которыми встречались представители Смитсоновского института, с радостью услышали о планах по созданию реставрационного центра. 

По мнению гаитянского скульптора Патрика Вилера, возглавившего операцию по спасению нескольких библиотечных собраний, американская помощь «критически важна». Тем не менее некоторые недовольны, что помощь не пришла раньше, и опасаются, что иностранные эксперты более компетентны в проведении оценки, чем в практической работе.

Встреча с Даниэлем Эли, главой госучреждения, ответственного за сохранение национального наследия Гаити, чуть не сорвалась, когда его коллега и переводчик Моник Рокур заявила, что ей «надоели» визитеры, которые «ничего не делают», только дают советы. 

«Если я привезу еще одну группу экспертов в Джакмель, — сказала она про город, серьезно поврежденный стихией, — они в глазах местного населения будут просто иностранцами, приехавшими посмотреть на катастрофу. Это цинично, но именно так люди и подумают».

Кэйт Тейлор

Новая газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе