"Инновация" - "Войне": за и против

Публично награждение "Войны" премией с господдержкой поддержали очень немногие, а вот против высказываются охотно

Проект арт-группы "Война" "Х.й в плену у ФСБ!" был представлен на выставке номинантов VI конкурса "Инновация" в форме видеодокументации. Акцию номинировали в категории "Произведение визуального искусства". До последнего момента номинирование "Войны" было под вопросом, так как оргкомитет премии добивался официального согласия участников группы на это - их смутили критические заявления связанного с группой Алексея Плуцера-Сарно по поводу "Инновации". В результате члены жюри премии потребовали оставить "Войну" в списке номинантов, что и было сделано.// © РИА Новости

За выходные поднакопилось мнений по поводу вручения арт-группе «Война» премии с господдержкой «Инновация» за ее громкую акцию на Литейном мосту "Х*й в плену у ФСБ!". Речь не об обывательском мнении, каковое, конечно, сразу посыпалось в блогах и соцсетях. Речь о публичных высказываниях публичных людей. И, что занятно, мнений «за» было высказано очень мало – такое ощущение, что все, кто требовал в феврале-марте вернуть «Войну» в список номинантов «Инновации», не считают нужным выражать теперь свое удовлетворение. Максимум – поставят Like в «Фейсбуке». Мнений «против» при этом немало. Кстати, сами участники «Войны» - люди, которые уже продемонстрировали, что любят в своих высказываниях противоречить сами себе, - засветились в обоих группах. Для одного из их участников пришлось также создать раздел мнений «все равно».

Против

Олег Воротников, участник группы «Война»
«А статуэтка из лап государства любому будет всегда неприятна, липкая небось вся».

Наталья Уварова, пресс-секретарь Министерства культуры (министерство является соучредителем премии и финансирует организационную часть; призовой фонд составляется на деньги спонсоров)
«Мы не оспариваем решение жюри, но Минкультуры считает, что проект не имеет ничего общего с культурой, скорее, напоминает хулиганскую выходку»

Борис Якеменко, один из идеологов движения «Наши», член ОП
История с премией, выданной Министерством культуры шпане за мелкое хулиганство на петербургском мосту, вызвала большой интерес и дискредитировала Минкульт так, как в свое время не удалось даже Швыдкому.
<…>
Элементарное оппозиционное и антигосударственное хулиганство, вполне политическое (переворачивание милицейских машин, рисование непристойностей, что является оскорблением отнюдь не для ФСБ, а для всех жителей Петербурга, беготня по казенным машинам и т.д.) объявляется «инновацией» государственным Министерством культуры и официально финансируется! То есть государство финансирует антигосударственные и антикультурные выходки! «Если дом или царство разделится само в себе, то как может оно устоять». Можно допустить, что ведущие сотрудники Минкульта, ответственные за принятие решений, заболели в тяжелой форме т.н. «нравственным помешательством» (folie morale), которое определяется словарем Павленкова как «психическая болезнь, при которой моральные представления теряют свою силу и перестают быть мотивом поведения. При нравственном помешательстве человек становится безразличным к добру и злу, не утрачивая, однако, способности теоретического, формального между ними различения. Неизлечимо». Однако можно допустить и другое. Кто-то решил порадеть своим, посчитав, очевидно, что борьба с властью нуждается в серьезной поддержке и время для этого пришло – можно не бояться открытой конфронтации. То есть это официальный вызов как Медведеву, так и Путину.
В любом случае необходимо тщательное расследование произошедшего инцидента. Министерство культуры поддержало антигосударственную провокацию, легализовало ее и сделало образцом для подражания. В связи с этим я призываю объединиться все силы и всех людей, кто хотел бы выразить протест по этому поводу. Предложения принимаются. Люди, поддержавшие провокацию шпаны от имени Министерства культуры, должны быть известны поименно и каждый человек должен иметь право задать им вопросы».

Алексей Беляев-Гинтовт, художник, лауреат «Премии Кандинского» за 2008 г. (это награждение тоже стало причиной скандала, так как часть арт-сообщества обвиняет Беляева-Гинтовта в пропаганде ультраправых взглядов и излишней лояльности власти)
«Мне видится проявление социальной шизофрении в том, что государство награждает предельно антигосударственный и антисоциальный поступок, который омерзителен во всех отношениях. Те, кто бывал в Ленинграде и встречались с блокадниками, может быть, должны говорить негромко, может быть, шепотом: Ленинград – это очень особенное место.
Я вижу возмущение морального большинства, и мое возмущение безмерно!»

Отец Андрей Кураев, протодиакон, профессор Московской духовной академии
«То, что они показали «бизнесменам» из ФСБ вполне справедливо. То же, что сейчас им за это дали государственную премию, я могу истолковать только тремя способами. Первое, что это «большой привет» фээсбэшнику Путину от г-на Медведева.
<…>
[Второй вариант:] наши лидеры настолько глубоко верующие христиане, что могут возложить на себя подвиг юродства, потому что только юродивый может благодарить за поношение. В данном случае имело место поношение в адрес государственной структуры (Федеральной службы безопасности), и государство же в лице Минкульта дает за это награду, – значит, одно из двух, либо конфликт между «башнями Кремля», либо наше государство готово идти путём юродства.
И третий вариант – это юродство, но не ради Христа. Это означает полную дезориентацию, потерю всяких представлений о добре и зле, о приличиях и неприличиях, различия профанного и сакрального, официозно-государственного и клоунского. Я полагаю, что эти границы в обществе должны быть, и если наше государство считает иначе, то это уже очень серьёзно, потому что одно из главных определений слова «культура» гласит, что культура – это система табу. Эти градации должны быть, без них культура исчезает.
Третий вариант самый печальный. Потому что это означает, что государственные структуры настолько «раскультурились», что потеряли представления об основах культуры – это полная дезориентация. В этом случае Министерство культуры можно отныне называть «прачечной», в память о старом советском анекдоте: Алло! Это прачечная? Хреначечная! Это министерство культуры!»

За

Олег «Вор» Воротников и Наталья «Коза» Козленок, участники группы «Война»
«Коза: Эта премия поможет нам нахлобучивать ментов еще больше и гораздо глубже.
Вор: Нам предоставлен карт-бланш на вздрючку».

Марат Гельман, директор музея PERMM, общественный деятель
«"Война" ведь не только против власти выступает. Но и против художественного сообщества. И против меня, и против членов жюри "Инновации". И если власть в эту ситуацию парадокса "попала" по недоразумению, художественная среда показала свое здоровье.
Ну типа: да мы считаем, что столь жесткая и непримиримая критика нам нужна. Мы осознаем, что художественная система подвержена все тем же болезням, как и любая другая. Мы нуждаемся в оппозиции самой себе и премия эта нужна не "Войне", а нам в первую очередь».

Арсений Жиляев, художник, лауреат Шестой премии «Инновация» в номинации «Новая генерация»
«"Жюри премии - большие молодцы, они взяли на себя смелость вручить премию все-таки "Войне".
По тому, как выглядел шорт-лист премии, можно сказать, что она была одной из лучших за последние годы. То, что она открывает следующее десятилетие, - очень символично. На ней было представлено искусство нулевых - все оно было рассуждающее, думающее и по-настоящему инновационное.
Это суперклассно, что в "Инновации" начали принимать участие художнические эксперименты, реально опасные и с точки зрения истории искусства, и с точки зрения политической ситуации. В том, что такие проекты побеждают, есть большая смелость и жюри, и художников».

Все равно

Леня «Е…нутый» Николаев, участник группы «Война»
«А меня очень мало волнует госпремия. Наше полицейское государство наградило меня и Вора получше, по нашему уголовному делу нам светит по семь лет. Можно сказать, что Министерство внутренних дел сориентировалось быстрее, чем Министерство культуры. Опять менты культурку облапошили».

Екатерина Рогожникова

Московские новости
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе