Городская усадьба вновь входит в моду

О том, как протекала жизнь в старинной русской усадьбе, мы чаще узнаем из литературных произведений, чем из исторических очерков. Между тем усадебная жизнь каждого региона имела свои неповторимые особенности, а сами усадьбы заметно отличались архитектурой. В течение двух лет группа энтузиастов-историков под эгидой мэрии Ярославля и городского отделения ВООПИК изучала особенности ярославских усадеб начиная с XVII века. К изучению подключились студенты-культурологи и преподаватели педуниверситета им. К.Д. Ушинского, научные сотрудники музея истории города и архитекторы-реставраторы. Результатом коллективного труда стала монография «Городская усадьба в архитектурной среде Ярославля: от классицизма до модерна».


Исторический период, выбранный для изучения усадьбы, не случаен – до XVII века ярославские усадебные ансамбли были в основном деревянными, и в своем большинстве они либо сгорели, либо исчезли в результате многочисленных перестроек, либо просто разрушились. Усадьбы в Ярославле сохранились гораздо лучше, чем во многих других русских городах, которые были разрушены в годы Великой Отечественной войны. И именно эти ярославские усадьбы разных эпох и по сей день составляют тот неповторимый колорит города, который привлекает к нему туристов, позволяет дышать историческим воздухом. К тысячелетию города городское отделение ВООПИК инициировало издание монографии, целиком посвященной проблемам изучения и сохранения ярославских городских усадеб.

– К городским усадьбам принято относиться обыденно, как к второстепенным строениям, – говорит кандидат культурологии, доцент кафедры гуманитарных наук Ярославского государственного театрального института, докторант кафедры культурологии и журналистики ЯГПУ им. Ушинского Вячеслав Летин. – Если убрать эти усадьбы, то историческим центр Ярославля уже не будет. Но, может быть, мы так легко переносим их исчезновение оттого, что просто не знаем, чего лишаемся? Своей монографией мы как раз и привлекаем внимание к разным аспектам усадебной культуры – историческому, культурному, архитектурному. Во­первых, многие усадьбы, не приписанные к историческому наследию, но фактически являющиеся таковым, остаются без внимания и продолжают разрушаться. Если их не описать, то они так и канут в Лету. В Ярославле сохранились деревянные слободские усадьбы, построенные еще на рубеже XIX – XX веков. Может быть, их уже не имеет смысла восстанавливать, ведь дерево – недолговечный материал. Но по обмерам и чертежам на их месте можно возвести современный аналог этих усадеб, типичных для ярославских слобод. Во­вторых, сейчас усадебное хозяйство возвращается на новом витке – в виде коттеджного строительства. Почему бы, воздвигая коттеджи, не обратиться к архитектуре городских старинных усадеб и не сохранить традиционный ярославский колорит? Третье значение нашего труда состоит в том, чтобы освежить туристические маршруты. Сейчас основное внимание туристическая отрасль города уделяет памятникам культуры XVII века: шедеврам культового зодчества и ярославской иконописной школе. А городские усадьбы остаются одним из неразработанных туристических ресурсов как города, так и области. Не говоря уже о том, что рассказ о ярославских усадьбах – извест­ных и нет – можно включить в школьную программу как одну из важных краеведческих тем.

И это только чисто практическая польза от изучения городских усадеб. Оно имеет и глобальную цель – ввести в отечественную науку целый пласт материала о ярославских дворянских и купеческих усадьбах, на сегодняшний день утраченного и не исследованного.

– Большой пробел в изучении этого историко­культурного пласта порождает мифы о некоторых исторических строениях, – поясняет Вячеслав Летин. – Самый распространенный из них о том, что главное здание педуниверситета им. Ушинского построено в начале XIX века по проекту известнейшего российского архитектора того времени Карло Росси. Хотя Росси действительно мог иметь отношение к некоторым архитектурным проектам города, вряд ли он проектировал это здание. И уж тем более ошибочно представление о том, что образцом для него взято здание Сената и Синода, построенное Росси в Петербурге. Этого не может быть просто потому, что здание Сената появилось на полтора десятилетия позже ярославского проекта. Исторически нынешнее главное здание пед­университета было построено в 1810 году для семьи вышедшего в отставку вологодского губернатора Горяинова. Другой миф – о Петропавловском соборе в Красноперекопском районе. И в путеводителях, и в научных текстах стиль его постройки определяется как «петровское барокко». Однако с исторической точки зрения это постройка эпохи Анны Иоанновны. А значит, его стиль можно определить как «аннинское барокко».

Вообще, городская среда – явление динамичное: архитектурный стиль зданий менялся в зависимости от моды, желания заказчика, вкуса архитектора. История не сохранила имен архитекторов, которые проектировали большинство городских усадеб, поэтому возникают мифы о том, кто проектировал то или иное строение. В Ярославле самое известное архитектурное имя XIX века – Павел Паньков. Но зачастую городские усадьбы проектировали крепостные архитекторы, имена которых не отражены в документах. Поэтому, с одной стороны, городские усадьбы типичны, так как единый стиль все­таки доминировал. С другой стороны, они не чужды архитектурной моде своего времени. Ярославские усадьбы в основном подражали столичным стилям. А на столичные здания, в свою очередь, сильное влияние оказывала европейская мода. Таким образом самые модные и изысканные архитектурные европейские стили и достигали российской глубинки. Однако по сравнению с усадьбами более южных и столичных городов ярославские усадьбы довольно аскетичны в декоре – в силу своего консерватизма и рациональности ярославцы не приветствовали экстравагантности и излишеств в архитектуре. Но, как говорят историки искусства, прелесть городских усадеб как раз не в уникальности, а в типичности. Ведь городская среда должна восприниматься как единое архитектурное явление. Как же тогда вводить новые архитектурные стили? В этом смысле Ярославлю повезло даже с архитектурой XX века – каждый новый архитектурный стиль гармонично вписывается в сложившуюся городскую среду. Речь, конечно, идет о том времени, когда еще не начался процесс утраты стиля.

– В своей монографии мы охватили только городские усадьбы XVII – начала XX века, – подчеркивает Вячеслав Летин. – И основной объем материалов посвящен классицизму и модерну – самым значимым для городской архитектурной среды стилям.

По словам ярославских исследователей, изучать городскую усадьбу надо как историко­архитектурный феномен и как художественный образ в культуре. В рамках этой программы составлена карта­схема расположения бывших усадеб в пределах исторического центра Ярославля, воссоздаются генеалогические линии ярославских дворянских и купеческих родов, изучаются биографии владельцев усадеб и их роль в создании различных художественных коллекций. В составлении программы ярославские исследователи опирались на опыт изучения усадеб других городов, например, Москвы и Петербурга.

По мнению Вячеслава Летина, красоту и уникальность ярославских усадеб возможно не только сохранить для потомков, но и взять как пример современным строителям. И лучшим подарком к тысячелетнему юбилею города мог бы стать большой альбом с фотографиями и описанием самых красивых ярославских усадеб. Ведь монография дает научную характеристику городским усадьбам. А их художественную ценность могут запечатлеть фотографии и рисунки.
Городские новости
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе