3 декабря 2010 ● Аркадий Малер
От редакции. Телепроект "Отдел" Александра Архангельского вызвал широкую дискуссию о значении советской философии, в частности, философов-шестидесятников – Мераба Мамардашвили, Георгия Щедровицкого и других. Действительно, а каково место советской философии в сегодняшней культуре, чем она важна для нас и вообще важна ли? "Русский журнал" продолжает обсуждение этой темы, тем более что ровно двадцать лет назад - 25 ноября 1990 года - не стало выдающегося отечественного мыслителя Мераба Мамардашвили. На этот раз слово предоставляется известному российскому мыслителю Аркадию Малеру.
* * *
Любое обсуждение советской философии изначально зависит от отношения к самой советской системе в целом и вопросу о том, насколько в этой системе могла бы существовать какая-либо философия вообще. В нулевые годы, в реакцию на либеральный нигилизм 90-х, возникла тенденция воспринимать опыт советской системы если не в апологетическом свете, то, по крайней мере, как относительно нормальный и рядоположенный западному либерализму, в связи с чем различные феномены советского опыта стали преподноситься как должные и не обусловленные его идеологической спецификой. Если называть вещи своими именами, то эта крайняя реакция в определяющей степени объясняется желанием оправдать историю своей страны во всех ее проявлениях, потому что очень трудно признать, что твоя страна, твой народ, твои предки на протяжении многих лет могли быть в чем-то неправы, причем неправы по-крупному. Подобная установка в принципе противоречит философскому мышлению и блокирует любой ответственный разговор на тему советского прошлого, а тем более, на тему советской философии. Поэтому прежде, чем обсуждать этот феномен, я считаю необходимым оговорить изначальные позиции этого обсуждения.