«Чтение — это род религии»

Когда-то Людмила Улицкая окончила биофак МГУ. Тема научной интеллигенции проходит через все ее произведения и сказывается на литературных пристрастиях


У меня, к счастью, все еще есть время на чтение. Случается, что до утра читаю. Редко, правда, такие праздники, что невозможно книгу закрыть. Признаться, очень много приходится читать, что называется, «по делу». Но поскольку библиотека у меня небольшая, но хорошая, иногда снимаю с полки «Моби Дика» или «Дон Кихота», или Баратынского, почти что под руку попадет, и это очень хорошо. Читать предпочитаю бумажные книги, но все чаще обнаруживаю себя за монитором. Обстоятельства жизни диктуют эту перемену. У меня в айпаде тоже хорошая библиотека. Так постепенно исчезает разница: в конце концов, речь идет лишь о технике, а смыслы не меняются от того, каким путем они к нам попадают.

Только что закончила замечательный роман Иэна Макьюэна (дикая транскрипция, но принятая!) — «Солнечная». Я этого автора очень люблю, он близок к моему идеалу писателя: всегда про важные вещи, глубоко чувствует общее направление развития человечества, мозги ученого, дивное чувство юмора и блестящая техника. Мастер парадокса, неожиданного поворота и к тому же сострадателен. Все его романы — большая радость для меня.

Вот еще книга — весьма специальная, которая произвела впечатление, называется просто и честно — «Антирак». Автор — Давид Серван-Шрейбер. Такая книга не могла быть написана 20 лет тому назад. Сам факт появления спокойной и отстраненной книги на тему, которая если и не была под прямым запретом, но всячески обходилась множеством людей, так или иначе с ней связанной. Сегодня человечество учится говорить вслух о вещах, обсуждать которые прежде было не принято. Отчасти сказывался религиозный предрассудок — как бы не накликать на себя беду…

Но оказалось, что обсуждать такие вещи, как болезнь, приближение к смерти, страдание, очень важно и даже полезно. И не только для больных, но и для вполне здоровых людей. Именно в обсуждениях такого рода рождаются возможности облегчить свою участь. Замечательный врач, психолог и философ Давид Серван-Шрейбер — один из тех мужественных людей, к словам которого стоит прислушаться. Его история проста и убедительна: молодой ученый, изучавший рак мозга, обнаруживает эту опухоль у себя. Он проходит все стадии, которые обычно проходит человек в этом положении. Но в отличие от большинства людей, обнаруживших у себя онкологическое заболевание, он ищет способа защиты, продления жизни, все свои знания врача и ученого, весь свой творческий потенциал он направляет на помощь своему организму справиться с болезнью. Прошло уже семнадцать лет, с тех пор как он заболел. Все эти годы он лечится, ведет определенный образ жизни, работает, наслаждается многими радостями жизни.

Она вышла пару лет тому назад, эта книга. Полезная книга. Что-то я в последнее время очень много полезного делаю, вероятно, надо сменить лошадку.


http://newtimes.ru/upload/medialibrary/cfa/59_490.jpg

2.

Из недавно купленного, что еще не успела прочитать, могу назвать двухтомник Александра Маркова «Эволюция человека». Это научно-популярная литература, но прекрасного уровня. Особое искусство просто говорить о сложном. Понимаю, что те сорок лет, что прошли со времени окончания биофака, были временем космических скоростей в молекулярной биологии и генетике. Мне, конечно, не догнать, но популярную литературу читаю постоянно. Это моя неспетая песня — ученым я так и не стала, а очень хотела. Еще лежит у кровати томик Виктора Шкловского. Честно говоря, не томик, а несколько его книг разных лет. Исключительного ума и проницательности литератор, теоретик, участник времени.

Что касается советов, то настоятельно рекомендую прочитать те книги, которые входили в школьную программу. Каждое новое обращение к русской классике в более зрелом возрасте приносит новые радости. Недавно перечитала Лермонтова «Героя нашего времени». Это чудо! А ведь в 26 лет погиб! Совсем мальчишкой. А вчера было у меня событие из области чтения: я прочитала четырехлетней внучке Киплинга — «Кошку, которая гуляла сама по себе». Она просто впитывала текст всем телом, рот закрыть забыла. А я чувствовала, что это священная минута — меня не будет, а она будет читать эту самую «Кошку» своей дочке, внучке. Наверное, это род религии. Не хуже других!

The New Times


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе