Бельгия глазами ярославны

В сентябре в рамках фестиваля «Архитектура движения» в городском выставочном зале имени Николая Нужина открылась необычная выставка «Верни себя городу». Люди, уехавшие в разные годы из Ярославля в другие страны мира, прислали рассказы о своей жизни за рубежом. Дина Фаизова сейчас живет в королевстве Бельгия. Вот что она рассказывает об этой стране.

Лучший мужчина в мире

Училась я на факультете иностранных языков на преподавателя французского. Работала не по специальности – журналистом в разных городских изданиях. Но французский, свою большую любовь, никогда не забывала. Однажды мне на электронную почту пришло сообщение на французском языке с предложением поговорить… на русском. Писал некий бельгиец, увлеченный иностранными языками. Поговорили. Через несколько месяцев встретились во Франции почти случайно. Еще через 3 месяца я переехала в Бельгию и вышла замуж за этого бельгийского психолингвиста – самого прекрасного мужчину в мире. До свадьбы виделись только один раз. Нашим детям сейчас 6 и 3 года, живем мы в городе Либрамонт – в самом сердце бельгийских Арденн. Я преподаю французский язык иностранным студентам.


Ужель та самая Россия?

Прежде чем рассказать о бельгийской жизни, я хочу поделиться впечатлением, как меня удивил Ярославль, когда я недавно приехала в город. Первое потрясение. Мы приехали ночью. За годы в «глуши» эмиграции я умудрилась привыкнуть к черной­-черной деревенской ночи и тишине. А тут – сплошная светомузыка. Времени полвторого! Так вот спустя пять минут после поездки машина внезапно нырнула прямиком «в реку» и покатилась по диагонали, против течения. Я чуть было не лишилась чувств, но оказалось – это новая развязка, аккурат под старым мостом! До дома ехать всего ничего, а я не могу узнать родные места. Ипподрома нет, стадиона тоже… Отель. Концертный зал. Летний кинотеатр. Вместо узенькой разбитой дороги – трасса в четыре полосы...


Уроки бельгийской религии

Мой сын Виталий в этом году пошел в первый класс, а дочка Лиза – в сад. И вот незадача, я как­то проворонила этот момент, что еще вчера нужно было определиться с религиозным обучением. В документе нам предложили выбор из пяти пунктов: католицизм, протестантство, иудаизм, ислам и внеконфессиональная мораль. Я совершенно не была готова к такому повороту дел будучи уверена, что религиозное обучение (2 часа в неделю) начинается ну никак не с первого класса. Тем более школа у нас государственная, а не католическая, коих в Бельгии множество. Однако нет, везде уроки религии с 6 лет. Такой вот «нюанс», как и прекрасный бельгийский налог на телевизор – предмет роскоши.


Переходы для жаб

Вы не поверите, но в Бельгии есть подземные переходы для жаб и лягушек. Они построены практически поперек всех лесных и полевых дорог. На вид – обычная сточная канализация, а на деле – металлический коридорчик под землей со множественными продольными щелями на поверхности дороги. Подземка с окошками для квакушек и прочей земноводной мелочи предназначена в основном для периода миграций. В арденнском лесу кроме жаб полно разнообразной дичи, которая так и норовит попасть под колеса. В основном это лисы, зай­цы и куньи. Чтобы уменьшить смертность лесной братии, бельгийцы ограждают крупные автотрассы сетками, а через некоторые небольшие дороги построены настоящие мосты для перехода оленей, лис, кабанов, прочей живности. Кстати, о кабанах. Именно они особенно часто выходят на небольшие незащищенные дороги. Лобовой удар в стокилограммового кабана – практически смертный приговор для обеих сторон. Поэтому в страховых договорах существует даже особый пункт «риск на случай столкновения с крупной дичью». Если водителю повезло и он остался жив, а кабан умер, то счастливчик автоматически приравнивается к статусу охотника, «подстрелившего» дичь при помощи автомобиля, и имеет полное право забрать тушу домой.


«Догги Палас»

А чего стоит бельгийская благотворительная ассоциация по спасению раненых ежей! Ранят их тяжело и в основном газонокосилками, ну и также на дорогах. Покалеченных привозят со всей Бельгии, бесплатно лечат, оперируют, реабилитируют и потом, если все хорошо, выпускают на свободу. Домашние животные тоже не обделены вниманием. Собачьи пансионаты – дело давнее и привычное. Гостиница класса люкс – сравнительно недавнее явление. За 85 евро в сутки ваш домашний любимец получит номер в 70 квадратных метров с гостиной, спальней и террасой. В номере – отмечается в рекламе – двуспальная кровать, гигантский телевизор и аксессуары для игр. За дополнительную плату песик или кошечка может получить сеанс массажа или игры в воде. Имеются фотограф, психолог и косметолог, не говоря о парикмахере. Отель зовется скромно «Догги Палас».


Мусорные парки

Если вы не желаете тратить пару часов в субботу на то, чтобы рыться в мешках с бытовым мусором, желательно заранее самоорганизоваться и отдавать гражданский долг ежедневно. У среднестатистического бельгийца дома не одно мусорное ведро, куда летит все, что не годится в хозяйстве, а 3 – 5 средних контейнеров: под стекло, пластик, картон, бумагу, консервные банки. Под хлам, который не подлежит сортировке, и пищевые отходы в коммунах продают специальные мешки соответствующего цвета, которые нужно выставлять на улицу в специально отведенный день. В каждой коммуне имеется так называемый парк контейнеров, куда следует отвезти ваши заботливо разложенные по мешкам отходы. В парке около 50 больших контейнеров, и сортировка уже в десять раз более детальная. Упаси вас боже выбросить зеленый пластик вместе с синим либо бутылки, не открутив крышечки. За этим строго следит специально обученный человек, с которым бесполезно пререкаться.

В парк, кстати, ездят целыми семьями с малыми детьми, престарелыми родителями и инвалидами в колясках. Семьи проводят без преувеличения по два-три часа около контейнеров с надписями: «крышечки», «этикетки», «пластиковые бутылки с круглым дном» и т.п. А служащий свалки на граждан еще и покрикивает: «Мадам, а ну-ка сплюсните все ваши молочные коробки, силь ву пле!». И буржуазного вида мадам, обутая в дорогие туфли, выкладывает все свои коробки на землю и выполняет требования служащего. Потому что мусор в Бельгии – это и досуг, и работа, и гражданская ответственность любого уважающего себя члена общества. К слову, если вы решили всех перехитрить и выбросить домашний мусор в уличные урны, очень велик шанс, что вас найдут и оштрафуют. Во многих приморских городах Бельгии уличные урны просто-напросто платные: хочешь выбросить бумажку – брось 30 центов в урну, только тогда она откроется.


Однажды мы ехали по двухполосной автотрассе, скорость обычная – 110 км/час. На обеих полосах стояли две абсолютно одинаковые собаки. Через секунду раздался глухой удар, машину слегка развернуло, и мы съехали в кювет. Никаких травм мы, слава богу, не получили, но сильно помяли радиатор и капот. Приехали «аварийка» и полиция, мертвую собаку забрали, живая сбежала. По электронному чипу довольно быстро нашли хозяйку погибшего пса. Она приехала, поплакала над собачьим телом, а потом над своей судьбой, потому что собаки у нее не были застрахованы. «Ну и что такого?» – спросите вы. А это означает, что при таком раскладе хозяин автоматически оплачивает ремонт, транспортировку нашей машины и прочие сопутствующие аварии услуги. Потеря животного обошлась бельгийке в 2,5 тысячи евро.

У нас дома есть пудель – сидим вот теперь и думаем, куда идти с ним сначала: кастрировать или страховать?


Мусор в Бельгии – это и досуг, и работа, и гражданская ответственность любого уважающего себя члена общества. К слову, если вы решили всех перехитрить и выбросить домашний мусор в уличные урны, очень велик шанс, что вас найдут и оштрафуют.

Городские новости 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе