100-летие расстрела поэта Гумилева в России предпочли не заметить

Даже инициатива памятника поступила «снизу».
ФОТО: ОЛЬГА МЕДВЕДКО.


Нет, это не полный «игнор» и забвение. Дату трагической гибели Николая Гумилева в России нельзя назвать полностью проигнорированной. Тем не менее, масштаб событий, приуроченных к столетию со дня его расстрела, поражает локальностью. Которая, по мнению некоторых экспертов, скорее добро, чем благо.


Николай Гумилев известен как классик русской поэзии ХХ века и муж Анны Ахматовой. Вообще в гумилевском смысле 2021-й год стал дважды «юбилейным» (если применительно к казни уместно слово «юбилей»). 135-летие со дня рождения с 100-летие с момента смерти, к примеру, для столичного музея Цветаевой стал поводом для концептуальной выставки. Еще одна выставка, о Гумилеве и Блоке, открылась в Музее Серебряного века. Однако эти мизерные, в общем-то попытки увековечить память о жертве «красного террора» заставили задаться вопросом, а почему на правительственном или хотя бы министерском уровне Гумилеву не уделили должного внимания?

«У Минкульта и пропаганда ЛГБТ в театрах типа «Современника» на наши налоги идет полным ходом, и Фонд кино спонсирует всякий трэш... А снять по жизни Гумилева сериал, да устроить всероссийский и мировой прокат — тут у нас лапки», пишет телеграм-канал CULTRAS, упрекая министерство в нежелании популяризировать творчество и биографию самого талантливого и патриотичного русского творца Серебряного века. И это — общее настроение интернет-тусовки.


ФОТО: ОЛЬГА МЕДВЕДКО.


Участники виртуальных сообществ в будущем хотят регулярно

предупреждать чиновников о важных годовщинах с тем, чтобы количество забытых и полузабытых литераторов свести к нулю.

Понять коллег, ратующих за державную заботу о литературе, можно. Но, как считает известный критик, автор книги «Зодчий. Жизнь Николая Гумилева» Валерий Шубинский, бороться с отсутствием у власти интереса к словесности вообще не нужно.

«А почему это должно отмечаться на государственном уровне? А столетие смерти Блока? Велимира Хлебникова? У современного российского государства не так много достоинств, но одно из них в том, что это государство пока что сравнительно мало лезет своими лапами в культуру. Мы хотим, чтобы лезло?» - прокомментировал ситуацию эксперт в беседе с корреспондентом «МК».

К слову, на днях в прессе прокаталась обнадеживающая информационная волна: в Санкт-Петербурге, по поручению губернатора региона, согласились профинансировать из бюджета установку памятнику Гумилеву в Кронштадте, на его малой родине. Но и эта, казалось бы, идущая сверху инициатива, как выяснилось, выстрадана энтузиастами.


ФОТО: ОЛЬГА МЕДВЕДКО.


Как рассказала нашей газете Ольга Медведко, руководитель Гумилевского общества, у Гумилева нет могилы, только предположительное место расстрела. Памятника ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге нет, но есть бюст, поставленный в Бежецке. И насчет музея тоже есть лишь усадьба в селе Граднице Бежецкого района. И это — всё.

- На протяжении двадцати лет заявки на памятник пытались подавать разные группы. В декабре я послала запрос на «горячую линию» президента. И тогда мы получили разрешение на установку монумента в Кронштадте в районе Морского собора. Когда это осуществится — неизвестно.

Все эти годы проводится Гумилевский фестиваль, литературный конкурс «Заблудившийся трамвай», также имя Николая Степановича постоянно значится в программе Волошинского фестиваля в Коктебеле. Но добиться чего-то большего почитатели и хранители наследия Гумилева не могут, хотя материалов для создания отдельной экспозиции более чем достаточно.


ФОТО: ОЛЬГА МЕДВЕДКО.


«Николай Гумилев беспризорный. У него нет своего дома» — сокрушается Ольга Медведко.

Напомним, что поэт и философ, не желавший «отрекаться от старого мира» и любивший имперскую, глубоко укорененную в религиозных и народных традициях Россию, был расстрелян в ночь с 25 на 26-е августа 1921 года. Гумилев не был среди тех, кто покидал Крым вместе с остатками Врангелевской армии осенью 1920-го года. И вряд ли бы сел на «философский пароход» в 1922-м, проживи он хотя бы на год дольше. Видимо, жизненное кредо — быть со своим народом в самые страшные моменты — стало общим для Гумилева и Ахматовой. 


ФОТО: ОЛЬГА МЕДВЕДКО.

Автор
ИВАН ВОЛОСЮК
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе